20 января Джозеф Байден стал 46-ым президентом США, набрав на 7 млн голосов больше Дональда Трампа. В программах этих кандидатов не только идеологическая пропасть, но и различный подход к экономике. Как отразится победа «Сонного Джо», как называл Байдена сам Трамп, на финансовых рынках?
Различия персональные
Не будучи профессиональным политиком, Трамп использовал свою эксцентричность и прямолинейность для завоевания симпатий рядовых американцев и, соответственно, победы на президентских выборах. Однако для игроков финансовых рынков такое поведение главы государства явно добавляло головной боли — они любят предсказуемость, а этим Трамп похвастаться не мог.
За время своего президентства он сыпал громкими заявлениями в промышленных масштабах, что нередко становилось причиной штормов на фондовых рынках. «Трамп допустил рецессию» — индексы пошли вниз на 10%, «Трамп сказал, что ситуацию с коронавирусом не удается взять под контроль» — снова вниз, «Трамп обещает ввести пошлины», «Трамп грозит Китаю», «Трамп требует перенести производство в США», Трамп и снова Трамп в новостных лентах.
За это время появилось даже такое понятие, как Twitter-дипломатия, потому что, в основном, Трамп вещал через свой аккаунт в соцсети. Ради справедливости стоит отметить, что своими заявлениями он мог двигать индексы не только вниз, но и вверх.
С Байденом же ситуация противоположная — это представитель истеблишмента до мозга костей, сверхопытный политик, от которого в целом понятно, чего ожидать. Игроки рынка, похоже, думают так же — после инаугурации Байдена мировые фондовые индексы пошли вверх, кое-где даже на рекорд.
Даже первая пресс-конференция нового президента США прошла скучно — никто не называл СМИ «фейковыми новостями», не ругался с ними и не называл «врагами народа». Кто-то покритиковал Байдена за чтение с листочков, но в целом это возвращение к «нормальности», к привычной политике.
Внешняя политика
Весь мир ждет от Байдена возвращения к «нормальности» на международной арене. В первую очередь речь о конфликте, в том числе на экономическом фронте, между США и Китаем — крупнейшими экономиками мира.
И хоть в случае с КНР американская элита, похоже, взяла курс на соперничество, и сам Байден открыто заявлял о готовности к конкуренции с Поднебесной, все же от нынешнего главы Белого дома ожидают более конструктивного взаимодействия с Пекином в экономической сфере, а не торговых войн. К тому же американские корпорации смогут вздохнуть с облегчением — на них больше не будут давить с требованием перенести производство в США, а акции китайских компаний, очевидно, станут менее рисковыми.
И ведь воевал Трамп не только с Китаем. Из-за «несправедливых пошлин» он ссорился и с соседними Канадой и Мексикой, а также с европейскими союзниками.
Байден же приверженец более привычной роли США в мире, он уже вернул страну во Всемирную организацию здравоохранения и Парижское соглашению по климату. Нет сомнений, что отношения с ЕС тоже буду куда лучше, чем при Трампе, так что тарифного противостояния с Европой ожидать не стоит.
В результате, предсказуемость во внешней политике снижает риски для международной торговли, что, соответственно, является позитивом для финансовых рынков.
Внутренняя политика
Кроме личностных отличий стоит помнить, что Байден представляет другую политическую силу, которая имеет свое видение экономического развития США. Хотя сейчас у демократов первоочередная задача — вывести страну из коронакризиса.
Сразу после победы на выборах новая власть направила $1,9 трлн помощи американцам — по $1400 на человека. Предыдущая администрация тоже раздавала гражданам «вертолетные деньги» (хоть и не в таких масштабах), и тогда далеко не все американцы спешили их тратить — многие инвестировали их на фондовом рынке, стимулируя рост стоимости акций. Логично ожидать, что на этот раз будет так же.К тому же раздача этой помощи происходит на фоне ускорения темпов вакцинации и восстановления экономики после кризиса (и соответственно, роста цен на энергоносители, сырье, аграрную продукцию). В итоге мы видим рост S&P 500, и при этом локомотивом стали компании из сферы энергетики, промышленности, сырья, потребительских товаров, а не технологические гиганты, как это было в 2020 году.
Вполне вероятно, что этот пакет помощи гражданам будет не последним, так как администрация Байдена в лице министра финансов Джанет Йеллен планирует активно стимулировать экономику, «заливая» ее деньгами.
Она призвала конгрессменов действовать «по-крупному», пока процентные ставки находятся на исторических минимумах. Поэтому в ближайшее время стоит ожидать потока дешевой ликвидности, что должно привести к росту фондового рынка.
При этом нужно понимать, что такая политика Белого дома будет способствовать росту дефицита бюджета, госдолга, внешнего долга и дефицита внешней торговли, а также может привести к ослаблению доллара.
Долгосрочная перспектива
Рано или поздно пандемия закончится, и тогда новая администрация вместо тушения пожара сможет сосредоточиться на своей экономической стратегии.
Что же обещал Байден?
Одно из основных обещаний — повышение налогов. После победы на выборах Трамп снизил налог для корпораций с 35% до 21%. Байден же планирует повысить его до 28%, а также увеличить налоги для состоятельных граждан. Если это произойдет, американские компании снизят свою прибыль и, соответственно, их акции будут менее привлекательными.
Отдельно стоит упомянуть американских IT-гигантов, в первую очередь — Amazon, Facebook, Alphabet, Apple. Эти компании и так регулярно сталкиваются с обвинениями в монополизме, а Байден выступает за более жесткое антимонопольное законодательство. В то же время, пока в этом вопросе перспективы очень туманны и невозможно спрогнозировать, решаться ли тут власти США на серьезное наступление.
Одной из центральных тем предвыборной кампании демократов была борьба с изменениями климата. Байден обещал направить $2 трлн на охрану окружающей среды — в первую очередь, речь идет о масштабном плане перехода на «зеленую» энергетику. В этом контексте новый президент США поддерживает переход на электромобили, в частности, он заявлял, что хочет видеть Америку в лидерах по производству электрокаров и планирует вкладывать миллиарды долларов в развитие рынка. В связи с этим стоит ожидать роста акций компаний, связанных с экологически чистой энергией.
Также среди приоритетов Байдена — инфраструктура. Как пишет NYT, в администрации президента готовят масштабный план на $3 трлн по стимулированию экономики, и среди приоритетов — строительство портов, дорог, мостов, железнодорожных путей, модернизация и развитие электросетей. Так что строительные и инженерные компании, видимо, без работы не останутся.
А вот нефтегазовая отрасль в «любимчики» к новому президенту вряд ли попадет. Байден уже ввел временный запрет на бурение новых скважин на федеральных землях и прекратил строительство нефтепровода Keystone XL на границе с Канадой. Также стоит ожидать сокращения льгот компаниям из этой отрасли.
***
В демократических странах победившие политики стараются выполнять свои предвыборные обещания — но делают они это не на 100%. Так что не стоит брать за аксиому планы Белого дома, никто не даст гарантии, что они будут реализованы. К примеру, Трамп тоже обещал серьезные инфраструктурные проекты, но с этим не особо сложилось (а строительство стены на границе с Мексикой Байден уже остановил).
Кроме того, пандемия коронавируса пока еще никуда не исчезла — и это серьезный фактор неопределенности, влияющий на финансовые рынки. Как будет идти кампания вакцинации? Будут ли новые волны заболеваний и, соответственно, новые ограничения? Как сработают антикризисные меры? Все эти вопросы пока остаются открытыми.
В условиях нестабильности, которой в 2020 году было хоть отбавляй, инвесторы нашли способ снизить финансовые риски — инвестировать в криптовалюту, которую даже начали называть «новым золотом». Локомотивом рынка стал Bitcoin, про который только и успевали писать, что он «побил новый рекорд». В марте уже была пробита отметка в $60 000.
В условиях кризиса криптовалюта стала действенным средством сохранения стоимости — отсутствие централизованного выпуска и ограниченность эмиссии защищают инвестора от возможности включения «печатного станка». В то же время, как борются с кризисом развитые страны — «заливают» экономику деньгами, разгоняя инфляцию. То есть криптовалюта позволяет защитить активы от обесценивания.
Крупные игроки тоже начинают всерьез воспринимать новую реальность. К примеру, Tesla инвестировала в биткоин $1,5 млрд и объявила, что теперь купить электромобиль у компании можно за эту криптовалюту. Компания Square главы Twitter Джека Дорси купила биткоинов на более чем $200 млн. Про преимущества токенизированных активов и криптовалюты, а также про торговлю ими можно прочитать на Currency.com.