В 2016 году украинец Иван Куцкир запустил веб-приложение Photopea.com. Это полноценный редактор изображений, который работает в браузере, абсолютно бесплатный. На сегодня продукт приносит Ивану $1 млн в год. При этом у Куцкира нет офиса, сотрудников и других обязательных атрибутов бизнеса – он все делает в одиночку.
AIN.UA собрал краткую историю Куцкира и его проекта из открытых источников.
Немного биографии
Ивану Куцкиру 30 лет. Он родился в Украине, но в 2002 году переехал в Чехию.
“Я родился в Украине и жил там до 11 лет. Мои воспоминания о ней очень хорошие. Я хорошо читаю и разговариваю на украинском, но медленно печатаю на кириллице, потому что мне никогда не приходилось ее использовать – когда я жил в Украине, компьютеров и телефонов еще не было. Как минимум раз в год я езжу в Закарпатье, где живут мои бабушка и дедушка. А прошлым летом впервые в жизни побывал в Киеве”, – рассказал Иван в комментарии AIN.UA.
После окончания школы в 2009 год переехал из Костелец-над-Орлици в Прагу, чтобы получить высшее образование по специальности программирование.
До Photopea Иван занимался разработкой флеш-игр, которыми в начале 2000-х буквально кишел интернет. Такие игры монетизировали за счет показа в них банерной рекламы. В будущем глубокие познания в данной модели монетизации пригодятся Куцкиру для его графического веб-редактора.
В своей работе Иван много использовал Photoshop и очень хорошо его изучил. В какой-то момент ему стало любопытно, возможно ли парсить .psd файлы в браузере. Он создал простенький веб-инструмент, в котором можно было открывать .psd и загружать отдельно все его слои. Это было лишь начало – программист загорелся идеей разработать бесплатный аналог Photoshop, который работал бы полностью через браузер.
На тот момент Куцкир работал еще над 20 проектами. Однако больше всего удовольствия ему приносила именно Photopea, поэтому он решил сконцентрироваться на ней. “Я знаю, что создаю уникальный инструмент, и это мотивирует меня продолжать”, – рассказал он в интервью Lunadio.
Photopea от $0 до $1 млн в год
Над проектом Photopea Иван начал работать 7 лет назад, а монетизацию запустил 4 года назад. На сегодня приложение стало основным источником его дохода: за 2020 год Иван заработал на Photopea $500 000.
У Photopea три источника дохода:
- практически 90% денег приносит показ рекламы в приложении,
- также есть премиум-подписки – пользователи могут оформить ее, чтобы не видеть в Photopea рекламу,
- продажа лицензий – Photopea можно кастомизировать под свой проект и интегрировать через API. За такие интеграции Куцкир взимает ежемесячную плату.
Доходы стартапа постоянно растут. За последние 12 месяцев Иван впервые заработал почти $1 млн. Об этом он рассказал в комментариях на Hacker News. Скриншоты его комментариев опубликовал серийный предприниматель Питер Левелс, известный по таким проектам, как Nomad List и Remote OK.
“Я в восторге от этого проекта по многим причинам: развитие по модели бутстрепинга, без финансирования, без фреймворков, без команды с доходом – $1 млн в год. Силами интернета, личной любознательности и настойчивости сделать то, что просто работает. Я сам много лет использую Photopea.com почти каждый день”, – написал Левелс.
“Когда начинаешь собственный проект, ты не можешь знать наверняка, сможешь ли когда-нибудь зарабатывать $250 000 в год. Другое дело, если устроиться на работу – тогда ты можешь быть уверен, что никогда не заработаешь больше $250 000 в год”, – отмечает Иван.
Ему удалось заработать еще больше – и не по найму. Photopea быстро росла: если в 2018 году она приносила всего $20 000 в год, то уже через два года этот показатель вырос в 25 раз!
Ни офиса, ни сотрудников, ни маркетинга
На сегодня у Photopea 300 000 активных пользователей в день. В среднем они проводят в приложении 45 000 часов ежедневно. При этом материальные расходы Куцкира на поддержание проекта более чем скромные: $45 в год за сервер.
“Весь рендеринг происходит непосредственно в браузере пользователя. Нет базы данных, бэкэнда. Я плачу только за хостинг скриптов на Javascript и статичных файлов”, – рассказал Куцкир в интервью.
Других статей расхода у проекта просто нет: ни офиса, ни сотрудников – Иван все эти семь лет работал и продолжает работать над Photopea в одиночку.
“Поначалу я думал, что это недостаток. Я не хотел, чтобы мои клиенты знали, что я единственный, кто стоит за проектом. Я боялся, как они отреагируют, когда узнают, что есть только я и мой старенький ноутбук за $500”, – рассказал он Lunadio.
Но со временем мнение Куцкира изменилось. Он понял, что не должен стыдиться того, что ему никто не помогает. Даже наоборот – это его преимущество.
У Photopea также нет маркетинговых бюджетов и стратегии продвижения. В основном люди приходят по совету знакомых, из органического поиска. Все, что Куцкир делает – иногда делится новыми фичами на Reddit, Twitter, Facebook, изредка на Hacker News.
Несколько лет назад Иван опубликовал проект на Product Hunt и не получил абсолютно никакого результата. А в прошлом году случайный пользователь Photopea, у которого на площадке всего 10 фоловеров, перезапостил проект, и он тут же вошел в топ-4 проектов недели с более чем 1000 голосов. Поэтому мудреные маркетинговые стратегии Иван не разрабатывает – для роста проекта он использует другой подход.
“Нужно начинать с малого и добавлять функции в процессе. Я понял, что нет ничего плохого в том, чтобы запустить приложение до того, как ты будешь на 100% им доволен. Я до сих пор так работаю. Я не пытаюсь достичь совершенства. Я запускаю функцию сразу, как она заработала, и жду фидбек”, – рассказал он.
Запросы на новые фичи Куцкир собирает через GitHub. Люди сообщают через него о багах и пишут свои пожелания. Любопытно, что 80% пользователей Photopea только ради этого и завели себе аккаунты на GitHub. Иван выбирает запросы, которые кажутся ему самыми вдохновляющими на текущий момент, и приступает к их реализации.
“Здесь нет никакого секрета успеха. Ты просто делаешь то, что нужно людям”, – подытожил он.