Marketing Manager в XCDS Валентина Подмазина в колонке для AIN.UA рассказывает, какие продукты будут востребованы, что ждет рынок в ближайшие пять лет и о трендах, которые будут актуальны во всем мире и в Украине.
В 2020 году мы в команде XCDS выпустили приложение Collabio Spaces для iOS и macOS. Это универсальный текстовый и табличный редактор с набором дополнительных функций, усиленный технологией безоблачной совместной работы. Команда занимается мониторингом трендов еще с 2016 года. Анализ результатов позволил выбрать удачный момент релиза приложения. Имея за плечами накопленную экспертизу, делимся с читателями AIN.UA интересными наблюдениями и прогнозом на ближайшее будущее.
№1 – Мультифункциональность приложений
Спустя почти 50 лет работы с офисным ПО, человечество наконец пришло к мысли, что суета между файлами и приложениями в поисках информации – ненужная трата времени, которая сказывается не только на эффективности сотрудников, но и на финансовых результатах компании. Исследование компании Harmon.ie показало, что 41% работников запускают как минимум два-три приложения в день, чтобы просто собрать данные. Это приводит к уменьшению концентрации внимания, спаду продуктивности и в конце концов демотивации.
Необходимость переключения между разными программами объясняет растущую популярность комплексных офисных приложений, где реализован подход «все в одном». Мы в XCDS решаем данный запрос аудитории, совмещая все необходимые инструменты в приложении. Например, наш продукт позволяет отсканировать документ, отредактировать его вместе с командой (при этом даже не загружая в облако), добавить подпись, выгрузить его в PDF и сразу же, не покидая приложения, отправить кому угодно по имейлу.
Такой же подход предлагают и разработчики подобных приложений, например, PandaDoc. Этот софт позволяет автоматизировать работу с документами, совмещая множество функций в одном месте. Так, в наши дни создание и подписание контрактов, обсуждение и утверждение текстов и таблиц занимают значительно меньше времени, чем пять лет назад.
Сейчас для десктопных приложений в тренде интеграции с календарями, планировщиками задач, мессенджерами, почтовыми клиентами.
№2 – Офисные пакеты vs Производительность
У офисных программ появились более нишевые конкуренты из раздела Productivity (производительность). Категория стремительно набирает обороты, а ведь в 2019-м она занимала лишь 1% от всех приложений в онлайн-магазине Apple. Несмотря на малые объемы, уже в то время объем рынка подобных приложений равнялся почти $600 млн. Сегодня эта цифра в три раза больше.
Такой стремительный рост говорит о том, что гиганты офисных решений (как Google и Microsoft) все еще живут и еще долго будут жить благодаря уже имеющейся базе клиентов. Крупный и средний бизнес предпочитает покупать проверенный годами софт.
А вот новые приложения завоевывают свои ниши и сердца пользователей, предлагая именно нужные фичи, а не набор полезных функций, которые, возможно, когда-то понадобятся, и то не факт. Например, Goodnotes и Notability стали фаворитами владельцев планшетов, особенно среди студентов и представителей креативных профессий.
Если раньше конспекты и идеи писали исключительно на бумаге или в текстовых редакторах, новинки рынка предлагают делать это от руки, с помощью стилуса или пальца. Плюс поиск по словам и фразам там также есть, что выводит заметки на совершенно иной уровень.
№3 – Организация документов и удобный поиск
Согласно исследованию Intelligent Information Management Benchmark Report за 2019 год:
- 46% офисных сотрудников признают, что им всегда сложно найти нужную информацию;
- 86% из все опрошенных сообщают, что иногда испытывают трудности при поиске информации, необходимой для работы;
- 83% сотрудников были вынуждены повторно создавать уже существующий документ, потому что они не смогли найти его.
И это несмотря на то, что современные устройства должны облегчать эту задачу. Даже если вы знаете, где хранится необходимая для работы информация, вам нужно открыть файл-менеджер, найти и открыть документ, скопировать информацию, закрыть его и вернуться в исходный файл, и только тогда вставить данные туда, куда планировали.
Такой проблемы не будет, если и создание документов, и работа над ними, и их хранение будут проводиться внутри приложения, чтобы не приходилось искать их на девайсе. Такой концепт мы и взяли на заметку при создании Collabio Spaces для iOS. В версии для macOS мы реализовали спейсы — отдельные рабочие пространства для каждого проекта.
Еще один пример — приложение Documents от Readdle. Оно работает с целым рядом документов – текстами, таблицами, PDF, EPUB, ZIP и даже MP3 и видео. Там же имеется и удобный файл-менеджер, где можно найти и просмотреть файлы всех указанных форматов.
№4 – Совместная работа
Концепт совместной работы начал меняться еще до карантина. Согласно исследованию Check Point 2021 года, пользователей все больше беспокоит безопасность и приватность данных. Загрузка документов на сервер не дает гарантии, что они не попадут в чужие руки. Еще пару лет назад пользователи часто пересылали важные конфиденциальные документы по почте, собирали дополнения и обновления от коллег по частям вручную, в связи с чем доля информации могла быть утеряна. Это усложняло или вовсе делало невозможным совместную работу над документами в реальном времени.
Доступ к документам — другая проблема, с которой время от времени сталкиваются пользователи облачных сервисов. Как назло, чем ближе дедлайн, тем досаднее сложности. Наверняка каждый из вас сталкивался с ситуацией, когда изменения в документе исчезали из-за технических ошибок или сервер вовсе был недоступен какое-то время.
Последнее, но немаловажное, о чем стоит упомянуть, — офлайн-коллаборация. Люди постепенно выходят в офисы, несмотря на карантин, и далеко не все соблюдают правила безопасности. Сотрудники могут передавать другим свои устройства и не выдерживать дистанцию, обсуждая что-либо группами за одним компьютером.
Мы в XCDS решили эту проблему и вопрос приватности, представив безоблачную технологию для коллаборации. Пользователь разворачивает сессию редактирования документа прямо со своего устройства (документ не отправляется на сервер, а сам девайс и выполняет роль сервера), что позволяет совместно работать над документами, соблюдая правила карантина. Похожим образом, но без возможности совместной работы в режиме реального времени, работает технология Apple AirDrop.
Существует ряд мессенджеров наподобие Bridgefy, о которых вспоминают, когда по каким-либо внешним обстоятельствам у рабочей группы пропадает/отключается доступ к интернету. Поэтому неплохо было бы подготовиться к неожиданностям заранее и загрузить подобные приложения на ваши мобильные устройства. Они могут потребоваться не только во время форс-мажоров, но и в совершенно обычных условиях, например, во время поездки с коллегами из одного города в другой.
Лидеры рынка
Теперь поговорим о том, какие приложения пользуются наибольшим спросом. Рейтинг основан на данных Sensor Tower по состоянию на апрель 2021-го. И по нашим наблюдениям, позиции приложений менялись с 2020 года лишь в пределах топ-20.
Бесплатные и условно бесплатные приложения для iOS
Неоспоримыми лидерами среди офисных и сопутствующих приложений на App Store являются:
- Офисный пакет Google: Docs, Sheets, Slides, Drive, Gmail и календарь. Большая часть сервисов Google бесплатна для индивидуальных пользователей, что делает их №1 для украинцев и юзеров во всем мире.
- Офисный пакет Microsoft: Word, Excel, Outlook, OneDrive, PowerPoint, Authenticator. Хотя во всем мире люди активно пользуются ПО от этого разработчика, в Украине люди переходят на сервисы Google и другие подобные приложения, хотя текстовые и табличные редакторы все еще в топе.
- Файлообменники. Dropbox — альтернатива вышеуказанным хранилищам, популярная во всем мире, но не вошедшая в топ-20 в Украине. Как видите, здесь люди предпочитают не загружать файлы в облако, а делиться ими через SHAREit – приложение для передачи файлов между устройствами, поддерживающими Wi-Fi протокол.
- VPN-сервисы, лидерами среди которых являются VPN Master и Turbo VPN.
- Переводчики, мобильные сканеры и другие. Конечно, все они на самом деле условно бесплатны, поскольку отдельные фичи становятся доступны при покупке подписки.
Гораздо реже, но с высокой степенью лояльности счастливые обладатели iPhone и MacBook используют бесплатные инструменты для редактирования документов от Apple: Pages, Numbers, Keynotes.
Очевидно, ситуация в Украине напрямую отражает состояние международного рынка. Примечательно, что соотечественники все больше пользуются альтернативными решениями, например, Readdle Documents и WPS Office (из платных приложений – Polaris Office Mobile). На картинке — ситуация на сегодняшний день:
iPhone
iPad
Платные приложения для iOS
Корпоративные решения чаще всего заказывают у тех же Google и Microsoft, однако в среде личного пользования на первое место выходят платные Productivity приложения. В основном это сервисы заметок, планировщики, календари и ПО для сосредоточения на работе. Например:
- Помощники в организации продуктивной работы. Forest – Stay Focused — приложение для фокусировки и мотивации, входит в топ Productivity в 126 странах, а в Украине и вовсе является выбором №1 среди пользователей iPhone.
- Сервисы заметок Notability и GoodNotes 5. Notability — №1 среди украинских владельцев iPad. GoodNotes 5 довольно популярен среди украинских пользователей iPhone, но еще более удобным его находят юзеры iPad. Также в топ-20 на телефонах и планшетах входят и их конкуренты — Noteshelf, Notepad+ Pro, Awesome Note и Notes Plus.
- Планировщики задач. Things 3 нашел свою аудиторию как на iPhone, так и на iPad. Пользователи телефонов еще часто скачивают Task или же планируют списки дел сразу в календарях/сервисах заметок.
- Дополнительные дисплеи. Ожидаемо, что Duel Display окажется в топе приложений для iPad, однако и юзеры iPhone скачивают его довольно часто.
- Приложения для дизайна, организации звонков, PDF-вьюеры и другие. Кроме этого, в топ вошло множество разных приложений, которые вы можете видеть на картинке:
iPhone
iPad
Выводы и прогнозы
- Очевидно, что молодые и комплексные приложения стремятся в топ. Если раньше люди отдавали предпочтение устоявшимся корпорациям — Google, Microsoft, то сейчас они все чаще пользуются альтернативными приложениями, разработанными стартапами. Это говорит о том, что юзеры все еще обращают внимание на бренд, однако готовы к новому опыту, особенно если им нравится превью интерфейса и они находят его более удобным и практичным, или таким приложением начали активно пользоваться друзья и коллеги.
Прогноз: Через пять лет сегодняшние альтернативы будут занимать места в топ-5 приложений. Гиганты индустрии также не стоят на месте и либо пытаются реализовать новый функционал в своих приложениях, либо покупают наиболее успешных «новичков». - Сейчас на рынке все еще широко представлены приложения под каждую отдельную задачу. Учитывая то, что многие из них платные, мы считаем, что уже скоро пользователи будут отдавать предпочтение мультифункциональному ПО, позволяющему сделать все в одном месте, оплатив одну подписку вместо десяти. И это не только об экономии средств. Как мы говорили выше, такой подход позволяет сэкономить время и усилия, затраченные на выполнение задачи.
Прогноз: Через пять лет в топе будут приложения, объединяющие в себе до 10 аналогичных. Произойдет очередная консолидация рынка. - Люди покупают и будут покупать только то, что им нужно. Конечно, каждый товар занимает свою нишу, и если бесплатных приложений можно скачать сколько угодно (на что хватит памяти iPhone), то с платными дело обстоит иначе. И это не потому, что мы получаем зарплаты в гривнах, а платим в долларах. Юзеры из США, Канады и стран Европы тоже щепетильны в вопросе оплаты подписок. Этим и объясняется популярность сервисов заметок. Если человеку нужно лишь составить список покупок, вряд ли он будет платить за весь набор офисных фич.
Прогноз: Через пять лет люди не будут скачивать десятки программ, которые, возможно, никогда не пригодятся, а будут выбирать нишевые приложения для достижения своих целей. - Высокая конкуренция в быстрорастущей категории мотивирует разработчиков проводить ребрендинги, улучшать интерфейс, добавлять нужные функции. Обратная связь в App Store дает компаниям возможность получать реальные запросы от клиента, а не основываться на собственных предположениях. Опытные компании-разработчики проводят множественные исследования привычек, поведения и потребностей пользователей, чтобы совершенствовать свои продукты и не оказаться позади конкурентов.
Прогноз: Через пять лет в топе останутся только те приложения, которые будут учитывать обратную связь клиента и быстро адаптироваться под новые запросы.
Как видите, возможностей для развития в плане разработки столько же, сколько есть свободы выбора у юзеров. Главное — прислушиваться к отзывам клиентов и оперативно реагировать на них. Тем не менее на первых позициях смогут удерживаться только те приложения, которые обеспечивают фокусировку людей на том, что они делают, ведь технологии должны решать проблемы, а не создавать их.
Автор: Валентина Подмазина, Marketing Manager в XCDS