17 мая Министерство цифровой трансформации запустило новую услугу — «Дія.Підпис». Это квалифицированная цифровая подпись, которая позволяет авторизироваться на различных порталах госуслуг, получать доступ к услугам онлайн, подписывать документы прямо со смартфона.
Рассказываем, что такое «Дія.Підпис» и как оформить эту КЭП за 2 минуты.
Что такое «Дія.Підпис»
«Дія.Підпис» — это квалифицированная электронная подпись (КЭП), которая позволяет подтвердить личность человека в цифровом измерении. Это необходимо, чтобы подписывать документы, авторизироваться в государственных сервисах и получать электронные госуслуги.
По сути КЭП – это аналог вашей реальной подписи, которую вы ставите на важных документах на бумаге. Например, сдавая отчет в налоговую, вам нужно его подписать. Но что делать, если вы подаете отчет через интернет в электронном формате (например, PDF)? В таком случае, подписать документ можно с помощью КЭП – специального скрипта, который накладывается на документ через сервис, в котором вы формируете отчет, а затем считывается в компетентных органах (в нашем случае это налоговая).
Почему это полезно
КЭП бывают разные. Их выдает налоговая, некоторые банки и другие сертифицированные центры предоставления услуг населению. В большинстве случаев, чтобы получить КЭП, нужно явиться лично с заявлением и документами – например, в районное отделение налоговой. Но некоторые центры дают возможность оформить КЭП полностью онлайн – среди них “ПриватБанк”, который позволяет оформить подпись через “Приват24” для бизнеса. Весь процесс занимает примерно 5 минут. Ранее мы рассказывали, как это сделать.
Тоже самое отныне можно сделать и через приложение “Дія”. Только еще быстрее и в более user friendly интерфейсе. Две минуты – и у вас готов КЭП.
Сейчас “Дія.Підпис” можно использовать в экосистеме самой “Дія”, то есть на портале и в приложении. Кроме того авторизация с помощью КЭП “Дія” уже работает на портале налоговой – с ее помощью можно войти в кабинет налогоплательщика. Для этого нужно отсканировать через приложение QR-код.
В дальнейшем Минцифра обещает, что с помощью “Дія.Підпис” можно будет авторизироваться и на других порталах и сервисах. Но пока не называет конкретных сроков.
Как оформить “Дія.Підпис”
“Дія.Підпис” уже можно оформить через приложение “Дія” версии 3.0.1. Если у вас еще не установлена эта версия приложения, обновите его через App Store или Google Play.
- Войдите в приложение “Дія”, авторизируйтесь через BankID или другим способом.
- Перейдите в меню, нажав на кнопку “Меню” внизу справа.
- После чего выберите пункт “Дія.Підпис”. В появившемся окне нажмите кнопку “Создать”.
- Всплывет окошко с предложением подтвердить свою личность по фото. После этого активируется фронтальная камера.
- Это, пожалуй, самый муторный шаг. Вам нужно будет кивать, моргать и поворачивать голову то влево, то вправо, чтобы приложение считало ваше лицо. Рамочки при этом должны оставаться зелеными – если они становятся красными, значит, что-то идет не так. Попробуйте приблизить камеру или подойти к окну, чтобы получить хорошее освещение.
- Когда “Дія” считает ваше лицо, появится сообщение “Дякуємо, особу підтверджено”.
- Осталось придумать и ввести пароль, который должен состоять из 5 цифр.
- Сертификат сформирован.
Чтобы посмотреть ваш сертификат, нужно зайти в пункт меню “Дія.Підпис”.
Как использовать “Дія.Підпис”
- Выберите документ, который нужно подписать.
- Подпишите документ.
- Подтвердите свою личность через BankID или другим способом.
- Введите пароль от сертификата из 5 цифр.
- Документ подписан.
Насколько это удобно
Редактор AIN.UA оформила себе “Дія.Підпис” через приложение и попробовала авторизироваться с его помощью на портале “Дія” и в Кабинете налогоплательщика. Сказать, что это сильно удобнее, чем с другими КЭП, сложно – процесс занимает больше времени и требует обязательного использования сразу нескольких устройств.
Для сравнения, чтобы авторизироваться с файловым КЭП “ПриватБанка” или налоговой, достаточно выбрать нужный файл и ввести пароль. После этого пользователь попадает в личный кабинет.
Чтобы авторизироваться с “Дія.Підпис”, придется дополнительно использовать свой смартфон:
- зайти в приложение “Дія” и авторизироваться в нем,
- отсканировать код, сгенерированный сервисом налоговой в браузере,
- пройти аутентификацию по фото (тот самый процесс со считыванием селфи, который пока в приложении “Дія” работает не очень стабильно),
- подтвердить вход.
Только после этого пользователь попадет в личный кабинет.
Такая процедура создает впечатление большей защищенности, однако занимает больше времени.
Что не так с “Дія.Підпис”
Данная КЭП была разработана в качестве альтернативы ключам с более забюрократизированным процессом получения: если за КЭП от налоговой или “Ощадбанка” придется идти в отделение, высидеть очередь и заполнить несколько бумажных форм, то “Дія.Підпис” можно сгенерировать за несколько минут, никуда не ходить и ни в каких очередях не сидеть – сертификат будет оформлен мгновенно. Но есть нюансы.
Сгенерировать “Дія.Підпис” удается далеко не всем, и виноваты здесь не кривые госреестры или технические сбои, а пресловутая технология Photo ID – тот самый этап, когда нужно крутить головой на селфи-камеру. Она позволяет верифицировать личность получателя КЭП без необходимости для него лично присутствовать перед оператором органа, выдающего сертификат. Однако для пожилых или слабовидящих людей прохождение такой верификации подчас выливается в непреодолимые трудности. Человек не видит инструкций экране, не успевает вовремя среагировать на рамочки, которые то краснеют, то зеленеют. В итоге верификация признается неуспешной – начинай сначала!
Это привело к тому, что 31 октября 2021 года Минцифра отменила обязательное подписание заявления на генерацию COVID-сертификата в приложении “Дія” при помощи “Дія.Підпис”.