Наваль Равикант – индо-американский предприниматель, инвестор и инфлюенсер, очаровывающий мир своими принципами обретения богатства и долгосрочного счастья.
Главное его достижение – создание AngelList, онлайн-платформы для привлечения инвестиций и талантов в технологические стартапы на ранней стадии их развития. По подсчетам Crunchbase, Наваль Равикант персонально стал ранним инвестором для 175 компаний, включая Uber, Twitter, Yammer и Wish.com. Начав с нуля, он к сорока годам стал обладателем $60-миллионноего состояния.
Бизнес-деятельность Наваля Равиканта неразрывно связана с тем, что он называет искусством достижения личного счастья. Подобно тому, как давление создает алмазы, так, по убеждению Наваля Равиканта, и человеку вначале необходимо некоторое время пострадать, чтобы достичь в жизни чего-либо значимого. К такому убеждению его привел личный опыт. Трудное детство, проблемы в социализации и неудачи в построении бизнеса дали Навалю ключи к обретению его нынешнего богатства, известности и личного счастья.
AIN.UA приводит историю Равиканта, называвшего себя «крысой в гонке» и «радиоактивной грязью» Кремниевой долины.
Чтение и любовь заложили основу успеха
Наваль Равикант родился в 1974 году в индийской столице Нью-Дели и воспитывался в неполной семье. Он переехал в Нью-Йорк со своей матерью и старшим братом Камалом, когда ему было девять лет. В интервью Killing Buddha, Наваль признается, что не любит говорить о своем детстве, так как оно было тяжелым и несчастным.
«Я рос в семье матери-одиночки, которая днем трудилась на разных работах, а по вечерам ходила в школу и надолго оставляла нас с братом одних. Мы были очень самодостаточными с очень малых лет… Мы переехали в США, когда были еще очень юными. Я страдал от неуверенности в себе и не смог приобрести друзей. Я предпочитал проводить время за чтением. Моими единственными реальными друзьями были книги», – рассказал Равикант.
Оглядываясь назад, Равикант говорит, что безусловная и неизменная любовь матери помогла ему – необщительному интроверту – поверить в себя и стать успешным инвестором: «если в вашей жизни нет ничего, но есть безусловная любовь хотя бы одного человека – это сможет чудесным образом улучшить вашу самооценку».
По словам Наваля, выработанная в детстве культура чтения наделила его суперсилой. Читая по часу или по паре часов каждый день, он превзошел в интеллектуальном и материальном плане большинство людей, которые этого не делают. Со временем у него развилось четкое понимание того, что именно ему нужно прочесть, чтобы стать лучше. И этой суперсилы у него не появилось бы, если бы он в детстве не был неудачником и не искал убежище от общества в книгах.
«Каждый, кто стал выдающимся победителем в социуме, начинал как лузер. Если вы популярный ребенок с привлекательной внешностью и при деньгах, то вы просто пойдете на вечеринку или на свидание. Зачем вам оставаться дома и тренироваться или читать книги? Зачем вам рисовать необыкновенные картины? Для создания чего-то великого, человеку нужно пройти через страдания. И черная полоса в начале жизненного пути ведет к белой в дальнейшем», – считает Наваль Равикант.
После окончания в 1991 году средней школы он поступил в Дартмутский колледж и, по его словам, не выходил из университетского кампуса до завершения обучения в 1995 году. Получив диплом бакалавра в области компьютерных наук и экономики, он потратил несколько лет своей жизни на различные наемные работы, где трудился по 9 часов пять дней в неделю. Поняв, что хочет заняться собственным проектом, Наваль Равикант отправился в Кремниевую долину.
Окунание в «грязь» Кремниевой долины
В 1999 году Равикант стал сооснователем и CEO сайта с обзорами потребительских товаров Epinions, привлекшего впоследствии $45 млн капитала от крупных венчурных организаций Benchmark Capital и August Capital. В начале 2000-х он разуверился в Epinions, ушел из своей компании и некоторое время проработал венчурным партнером в August Capital.
Он был сторонним наблюдателем того, как Epinions объединилась с сайтом сравнения цен Dealtime и в октябре 2004-го под именем Shopping.com вышла на биржу, получив в первый день торгов оценку $750 млн.
Это был громкий успех, но Навалю снова пришлось страдать от ощущения себя обманутым. «Я чувствовал себя так, будто меня сбил грузовик, из-за мыслей о том, что компания, которую ты создал и растил, вышла на биржу, а тебе не досталось денег. Люди звонят, чтобы поздравить тебя с удачным IPO, а ты не получил ничего», – вспоминает Наваль.
Рискуя стать изгоем Кремниевой долины, Наваль Равикант устроил громкий скандал. В январе 2005 года вместе с 42-мя бывшими сотрудниками Epinions он подал коллективный судебный иск против Benchmark Capital и August Capital. В этом иске венчурные инвесторы были обвинены в сговоре с одним из сооснователей компании Ниравом Толиа с целью обмануть остальных. Наваль Равикант утверждал, что, получив недостоверную информацию о финансовом состоянии и перспективах компании, совладельцы Epinions сделали неправильный вывод о том, что их бизнес стоит меньше полученных от Benchmark и August $45 миллионов и движется в неправильном направлении. Введенные в заблуждение, они отказались от своих акций и остались ни с чем.
Развязав судебную войну против своих бывших финансовых покровителей и партнеров, Равикант создал прецедент в индустрии стартапов. По его словам, ему дали обидное прозвище «радиоактивная грязь Кремниевой долины», так как вывалив наружу «грязное белье» двух венчурных компаний, он заставил переживать остальных. Из-за него вдобавок к боязни вложиться в провальный стартап у инвесторов появился еще один ранее неведомый им страх оказаться в суде в случае успеха.
Наваля пугали тем, что из-за конфликта с инвесторами ему больше никто и никогда не даст денег на создание стартапа, но он вышел из битвы победителем. Его иск был урегулирован вне суда в декабре 2005 года, и он получил крупную выплату, достаточную, чтобы самому финансировать бизнес-проекты. В 2007 году Наваль Равикант создал маленький $20-миллионный фонд Hit Forge и стал тем, кого в мире венчурного капитала называют «ангелом», инвестирующим относительно небольшие суммы денег — от $10 000 до $50 000 — в подающие надежды ранние стартапы, прежде чем они станут достаточно крупными для привлечения венчурных инвестиций с большим количеством нулей.
От блога Venture Hacks к инкубатору AngelList
Судебная тяжба против венчурных инвесторов дала Навалю помимо денег глубокое понимание механизмов и правил финансирования стартапов. Также он осознал, что очень многие предприниматели плавают в бурных водах фандрайзинга без знаний о подводных камнях, и это делает их уязвимыми.
«После опыта с Epinions множество людей приходили ко мне за советом о том, как играть в игры с венчурным капиталом», – вспоминает Наваль.
В 2007 году Наваль Равикант взял в соавторы своего приятеля Бабака Нави и создал блог Venture Hacks, обучающий стартаперов премудростям привлечения инвестиций. Venture Hacks писал о том, как проводить переговоры с инвесторами, составлять деловые письма, выстраивать связи с консультантами и юристами, а также о том, как договариваться с другими сооснователями, чтобы не оказаться жертвой их обмана.
В комментариях к этим статьям стартаперы стали указывать на то, что им гораздо интереснее получить реальные деньги, а не советы по венчурному капитализму. Также на Venture Hacks объявились и миллионеры, заявившие о желании делать денежные ставки на новые компании. Оставалось придумать эффективные способы сведения покупателей (инвесторов) и продавцов (стартапов) друг с другом: «Я сказал: Давайте убедимся, что лучшие компании получают финансирование по своим заслугам, а не только от тех, кто о них знает», – вспоминает Наваль.
Организацию традиционных встреч в офлайне «за чашечкой кофе» Наваль считал устаревшим и крайне неэффективным занятием. Хотя ему как инвестору нравилось обсуждать дела с теми стартаперами, в которых он вложил средства, процесс общения с новыми потенциальными партнерами его утомлял. Он часто замечал, что уже в первые пять минут встречи с предпринимателем принимал решение о том, финансировать его проект или нет, но после этого еще целый час продолжал слушать.
«В онлайне вы можете презентовать свой проект сотням или тысячам инвесторов, всем сразу… Для инвесторов это пассивный канал. Они увидят ваш стартап как твит в Twitter. Если он их не заинтересует, они не будут испытывать социальное давление, вынуждающее проводить встречу. Если же они начали смотреть презентацию, это означает, что они ищут причины сказать «да», а не причины сказать «нет»», – поделился своими рассуждениями в интервью The Next Web Наваль Равикант.
Первым делом Равикант и Нави составили список из 25 email-адресов ангелов-инвесторов и стали регулярно высылать им на почту составленные вручную выборки подходящих для них стартапов, попутно придумывая способы усовершенствования и автоматизации этого процесса.
Наконец, в 2010 году, когда список ангелов разросся до пятидесяти человек, готовых в течение года инвестировать в стартапы $80 млн, Наваль запустил онлайн-платформу AngelList, ставшую важной частью экосистемы Кремниевой Долины.
Эра AngelList
Поначалу дела у платформы AngelList шли ни шатко, ни валко. Ее развитие сдерживал юридический барьер, запрещавший обычным гражданам США инвестировать в стартапы.
Наваль Равикант собрал 5000 подписей предпринимателей и инвесторов и сделал две поездки в Вашингтон, чтобы пролоббировать сотрудников Конгресса и дать ход законопроектам, облегчающим инвестирование в стартапы. О тех временах, он вспоминает так:
«В Вашингтоне сформировался гигантский собачий завтрак из собранных воедино различных законодательных актов. И какой-то гений, вероятно, сотрудник Конгресса, сказал: «Как же нам провести эту штуку? Придумал! Давайте свяжем ее с рабочими местами. Назовем ее Jumpstarting Our Business Startups! JOBS, JOBS!» Какой конгрессмен сможет проголосовать против чего-то, что называется JOBS Act? Это была чудесная идея».
Закон JOBS Act в итоге был в торжественной обстановке подписан президентом Бараком Обамой в 2012 году и привлек много внимания. За причастность к JOBS Act Наваля Равиканта публично хвалили многие представители технологического мира, и это помогло ему избавиться от «радиоактивного» прозвища и приобрести репутацию благодетеля в экосистеме стартапов.
Платформа AngelList также привлекла медийное внимание, и ее популярность стала расти как на дрожжах. В 2013 году на ней было создано свыше 54 000 профилей компаний. Также на ней появились 15 000 аккредитованных инвесторов и 12 000 проверенных специалистов, ищущих работу.
По словам Джоша Элмана, венчурного капиталиста из Greylock Partners, в 2013 году AngelList начал играть роль «визитной карточки для каждого нового стартапа». По его словам, профиль на этом ресурсе для ищущего финансирование молодого бизнеса стал столь же важен, как профиль на LinkedIn для человека, стремящегося найти работу.
Со вступлением в силу JOBS Act Наваль Равикант получил законное право «проапгрейдить» AngelList путем внедрения концепции Syndicates. В 2013 году благонадежным ангелам-инвесторам было разрешено создавать синдикаты и продвигать инвестиционные проекты среди других ангелов. Благодаря Syndicates стартапы могут связываться и убеждать в своей перспективности одного из этих «супер-ангелов» и в случае успеха получать инвестиции от всей возглавляемой им группы индивидуальных инвесторов.
Важные апгрейды AngelList были произведены в 2017 году, когда на платформе открылась возможность управления венчурными фондами, и в 2020 году со внедрением механизма Rolling Fund, снизившего для стартаперов барьер входа на рынок капитала. Бизнесы получили возможность привлекать средства мелкими дозами – понемногу раз в квартал. А управляющих фондами Rolling Fund избавил от стрессов, связанных с расходованием большой суммы денег за один раз и многолетним ожиданием результата.
Скромный бизнес-инфлюенсер
За заслуги перед индустрией стартапов Наваль Равикант в 2007 году был назван «ангел-инвестором года», получив отраслевую награду Crunchies Awards. Организаторы этой премии отметили, что AngelList «эволюционировал и стал больше похож на сообщество, чем на простой портал для синдикации и финансирования». Наваля Равиканта они назвали «тем, в ком многие представители технологического сообщества видят лидера и обращаются за советом».
Отвечая на вопрос, считает ли он себя героем среди инвесторов, Наваль скромно отшутился, назвав себя «героем для юных мальчиков-гиков». Знаменитый ангел-инвестор посетовал на то, что 95% аудитории его блогов и подкастов – это представители мужского пола, преимущественно подростки, тогда как ему хотелось внимания привлекательных женщин.
Для своих 1,2 млн подписчиков в Twitter Наваль Равикант почти ежедневно публикует короткие советы о том, как развивать свои навыки и достигать успеха. Будучи популярным бизнес-инфлюенсером, он подчеркивает, что не является просветленным гуру, а считает себя всего лишь «крысой» в крысиной гонке.
«Нет предела самоосмыслению и самопознанию. Я думаю, что это процесс длиною в жизнь, в ходе которого я надеюсь продолжать становиться лучше и лучше. В мире нет ни одного полноценного ответа на вопрос, и никто не знает универсального решения проблемы, если он не один из тех просветленных гуру. Возможно кто-то из нас достигнет этого уровня, но вряд ли это буду я, учитывая то, насколько я вовлечен в крысиную гонку. В лучшем случае, я та крыса, которая способна время от времени смотреть на облака», — рассказывает инвестор.
Таймлайн Наваля Равиканта
→ 1974 – Родился в Нью-Дели, Индия
→ 1985 – Возраст 9 – Переехал из Нью-Дели в Нью-Йорк
→ 1989 – Возраст 14 – Поступил в престижную Старшую школу Стуйвесант в Нью-Йорке
→ 1995 – Возраст 21 – Закончил Дартмутский колледж, где изучал компьютерные науки и экономику
→ 1999 – Возраст 25 – Стал основателем/CEO Epinions
→ 2001 – Возраст 27 – Стал венчурным партнером в August Capital
→ 2005 – Возраст 30 – Получил прозвище «Радиоактивная грязь» в Кремниевой долине
→ 2007 – Возраст 32 – Основал Hit Forge, маленький венчурный фонд
→ 2007 – Возраст 32 – Запустил блог VentureHacks
→ 2010 – Возраст 34 – Запустил AngelList
→ 2010 – Возраст 34 – Инвестировал в Uber
→ 2012 – Возраст 36 – Лоббировал в Конгрессе США принятие закона JOBS Act
→ 2017 – Возраст 42 – Был признан «ангел-инвестором года»