Украинский католический университет и компания Bot & Partners в рамках программы НБУ «Знай свои права» разработали систему общения с коллекторами. Эту систему уже интегрировал сервис открытых данных Opendatabot. С его помощью можно узнать, как защитить свою приватность, проверить себя в государственных реестрах и подать жалобу в Национальный банк Украины.

Как пользоваться

Чтобы воспользоваться инструкцией, нужно открыть Opendatabot в удобном мессенджере, выбрать в главном меню пункт “Помощь”, а затем “Как защититься от коллекторов”.

Почему это важно

Как отмечается в блоге Opendatabot, несмотря на то, что закон регламентирует действия коллекторов, в НБУ продолжают поступать жалобы на нарушения коллекторами норм этического работы. За этот год регулятор получил 3142 письменные жалобы и 8258 устных обращений в контакт-центр по случаям неэтичного поведения коллекторов.

Должники в основном пишут жалобы на:

  • неэтичное поведение коллекторов – 1422 жалобы или 45%,
  • использование персональных данных третьих лиц – 1189 или 38%,
  • агрессивное поведение работников коллекторских служб – 398 или 13%
  • разглашение персональных данных заемщиков – 133 или 4%.

В марте был принят закон, который защищает должников при урегулировании просроченной задолженности. Согласно новому закону коллекторы получили четкий регламент этической работы.

В частности запрещается:

  • искать и использовать данные должников по графику работы, состоянию здоровья, встреч, путешествий и информации в соцсетях;
  • использовать угрозы, шантаж, совершать психологическое и физическое давление;
  • вводить в заблуждение относительно срока погашения и размера долга, требовать компенсировать работу коллекторов и стоимость мероприятий, направленных на погашение долга;
  • взаимодействовать с 20:00 по 9:00, а также в выходные и нерабочие дни по собственной инициативе коллекторов;
  • пользоваться сервисом автодозвона более 30 минут в сутки;
  • сообщать третьим лицам о наличии задолженности или требовать от них принять на себя обязательства по задолженности, если иное не указано в кредитном договоре;
  • вредить репутации;
  • встречаться без уведомления и согласования этой встречи;
  • взаимодействовать с должником и связанными лицами в случае, если человек находится в больнице, является недееспособным или ограниченным в дееспособности лицом, инвалидом 1 группы или несовершеннолетним лицом с момента получения подтверждающих документов;
  • взаимодействовать более двух раз в сутки, кроме случаев, когда инициатива исходит от должника (взаимодействие с помощью средств связи считается состоявшейся, если лицу передана информация о размере просроченной задолженности, порядок ее погашения, размер неустойки и других платежей, взимаемых в случае невыполнения обязательств по договору о кредите или в соответствии с законом).

Кроме того, следует помнить, что на законных основаниях действуют только те коллекторы, которые включены в соответствующий реестр коллекторских компаний. Об этом говорится в Законе Украины «О потребительском кредитовании». Только такие компании имеют право помогать Кредитодателю урегулировать просроченные задолженности.

Напомним, что сейчас более 2 миллионов украинцев находятся в реестре должников. За год их количество выросло на 18%.