Канал email-маркетинга может принести хорошую прибыль вашему бизнесу, повысить лояльность к бренду и его узнаваемость при условии, что все настроено правильно. О том, как начать работать с email и каких ошибок стоит избегать, чтобы не попасть в спам, в колонке для AIN.UA рассказали email-специалисты агентства перформанс-маркетинга Netpeak — Анна Бондарь и Виктория Бондаренко.
Почему рассылка попадает в спам?
Папка «Спам» — своеобразное «чистилище», куда попадают сомнительные письма или рассылка, ранее помеченная пользователями как спам.
На старте работы с email-маркетингом попадание рассылки в спам — довольно распространенная проблема, которая может негативно повлиять на репутацию вашего домена и не дать ожидаемых результатов.
Почему письмо может попасть в спам?
- Получатель не давал разрешения на рассылку. Такая проблема возникает, когда вы работаете с купленной, а не органически собранной базой контактов. Логично, что пользователи, которые не знакомы с вашим брендом и получают от него письма, скорее всего, будут помечать их как спам. Это одна из причин, почему не стоит покупать базы контактов.
- Галочка напротив согласия на подписку стоит по умолчанию. Такой подход нарушает GDPR (general data protection regulation) — общий регламент защиты персональных данных.
- Вы отправляете не тот контент, который обещали. Когда клиент соглашается на рассылку, он подписывается на определенный формат писем: новости, подборки полезных статей из блога, уведомления о скидках. Если вы отправляете другой контент, вы нарушаете ожидания подписчика.
- Получатели не понимают, как отписаться от писем. Обязательно добавляйте в письма ссылку “Отписаться от рассылки” и делайте её максимально простой. Пользователь не должен проходить целый квест, чтобы отписаться от рассылки, в противном случае он просто будет отмечать ее как спам, чтобы письма больше не приходили.
- Частота рассылки не оптимизирована. Если вы будете слать письма часто, подписчики просто устанут от их потока. И наоборот: если письмо будет приходить раз в несколько месяцев, пользователи забудут, кто вы и о чем пишите.
- У IP-адреса плохая репутация. Проверить текущую репутацию вашего адреса можно с помощью сервиса MXToolBox. Если у IP-адреса плохая репутация, важно как можно скорее начать работать над ее повышением, поскольку это долгий и трудозатратный процесс.
Почему репутация может упасть:
- контакты базы не подтверждались;
- не было регулярной чистки базы;
- отсутствовали триггеры;
- были неправильные настройки аутентификации;
- рассылки долгое время отправляли на всех подряд.
Важно: репутация адреса сохраняется за ним очень надолго, поэтому стоит избегать ошибок, которые могут привести к ее падению.
Помимо этого, ни один спам-фильтр не работает идеально, и иногда письмо может попасть в спам случайно.
Запуск первой рассылки: как начать?
База — основа email-маркетинга. Как собрать контакты?
Письма от вас должны получать только те, кто сам подписался на рассылку. То есть, ваша база контактов должна быть собрана и провалидирована вами, а не куплена. Иначе вы рискуете заработать плохую репутацию домена и попасть под штрафные санкции (согласно политике GDPR покупка базы контактов наказуема штрафом).
Для сбора базы можно использовать:
- виджет формы подписки (виджет лучше размещать на наиболее посещаемых страницах вашего сайта, а также предлагать пользователям подписаться на вашу рассылку в соцсетях, блоге или на другом канале, который развиваете);
- pop-up (окна pop-up показывают хорошую конверсию, а чтобы они не были раздражающими, делайте их небольшого размера с возможностью закрыть и не показывайте людям, которые уже подписались на рассылку);
- лендинг с формой подписки;
- форму подписки в футере;
- чекбокс с согласием на получение рассылки в форме оформления заказа;
- чекбокс с согласием на получение рассылки в личном кабинете.
Обязательно используйте Double Opt-In на всех формах подписки, чтобы требовать от подписчика двойное подтверждение: сперва оставить адрес в форме, а потом из письма подтвердить подписку. Это необходимо, чтобы исключить:
- несуществующие email;
- одноразовые адреса почты;
- чужие адреса;
- спам-ловушки и прочий мусор.
При использовании Double Opt-In количество жалоб на письма снижается в среднем до 1%, отсеиваются те, кому ваша рассылка не интересна, и остаются только те пользователи, которым полезно ваше предложение.
Валидируйте базу
Время от времени необходимо удалять из базы неактивные контакты и отписавшихся пользователей. Это делается с помощью email-валидатора, который проверяет формат, синтаксис адреса, домен и сервер, состояние почтового ящика (используется ли он и существует ли).
Также email-валидатор поможет проверить базу на спам-ловушки — адреса, которые используются, чтобы отследить спамеров:
- чистые — те, которые никогда не существовали, их парсят спамеры;
- преобразованные — адреса, которые реально использовались, но потом их забросили.
Валидация позволяет оставить только актуальные адреса, снижая риск попадания в спам, повышает доверие к адресу отправителя и увеличивает процент доставляемости писем.
Не забывайте о ссылке «Отписаться от рассылки»
Конечно, ни один бренд не хочет, чтоб от его рассылки отписывались, но возможность отказаться от получения писем — важный аспект email-маркетинга:
- без возможности отписаться подписчик начнет отправлять письма в спам;
- почтовые сервисы помечают письма без кнопки отписки как спам, а большинство сервисов рассылок вообще не пропускают письма без ссылки на форму отписки.
Репутация — наше всё. Следите за ней
Даже собранная вручную база не гарантирует того, что ваша рассылка не попадёт в спам. Чтобы такого не случилось, придется доказать почтовым службам, что вы не спамите:
- Настроить email-аутентификацию: подключить запись DKIM (цифровую подпись), SPF и протокол DMARC. Прописываются они в настройках DNS.
- Отправлять письма с субдомена. Чтобы отправлять рассылки, лучше подключить субдомен, например, не site.ua, а mail.site.ua. Это помогает сохранять репутацию основного домена.
- Проверять репутацию отправителя: репутацию IP и домена. Проверить репутацию IP можно через Sender Score, домена — через MxToolbox.
- Использовать Postmaster для статистики по рассылке. Он покажет количество отправленных и доставленных писем, процент отписок, жалоб, количество прочитанных и удаленных писем.
Не забывайте об аналитике
Поведение подписчиков — лучший показатель качества писем. Если ваша рассылка показывает высокий процент открытия, переходов и конверсий, вы все делаете правильно. И наоборот.
Важный показатель, который необходимо отслеживать в email-маркетинге — Bounce Rate (процент писем, не доставленных до адресата). Если он превышает 5%, интернет-провайдер просто блокирует отправителя.
Обязательно нужно отслеживать любую реакцию пользователей на ваши письма, негативную в том числе. Показатель процента жалоб на рассылку должен быть не выше 0,5%.
Что должно быть в письме? О наполнении и контенте
Даже идеально настроенная рассылка может оказаться в спаме. Почему? Потому что вас туда могут отправить сами подписчики. И здесь оценить «спамность» письма сложнее, поэтому постараемся разобраться в основных причинах.
Первое — мусорные и стоп-слова в теме и теле рассылки. Конечно, точного списка нет, но к ним можно отнести:
- слова, касающиеся трудоустройства (бизнес на дому, зарабатывайте, сам себе начальник, дополнительный доход/заработок);
- финансовая тематика (самая низкая цена, наличные, доход, сделка, без вложений, без комиссии, выплаты);
- тема здоровья (похудей, диагностика, сбрасывай вес, лекарство);
- обещания бесплатной выгоды, подарков, бонусов, особенно крупных;
- замена букв цифрами, цифр буквами: сразу кажется, что с письмом что-то не так;
- большая срочность (срочно, бегом, не упусти шанс и пр.);
- экспрессивная подача, много восклицательных, вопросительных знаков;
- заглавные буквы.
Второе, на что нужно обращать внимание — соотношение изображений и текста. Понятие «золотой середины» размытое: потому что мало текста — это плохо, мало картинок — тоже плохо.
Исследование Email on Acid показало, что письма с текстом до 500 знаков могут попасть в спам, поэтому если ваши письма короче, добавляйте изображения. При этом рекомендовано отказаться от вложений в письме — этот приём чаще всего используют спамеры для рассылки троянов. Вместо вложений отлично работают ссылки на облачное хранилище. Используя их, внимательно проверяйте, куда они ведут, проверяйте их кликабельность, сокращайте их только с помощью крупных и проверенных сервисов. И следите за весом письма: email больше 100 Кб (без учета картинок и вложений) может не дойти до подписчика.
Коротко подытожим
Удержать всё в голове непросто, поэтому ловите краткий чек-лист: что нужно сделать, чтобы не попасть в спам:
- Работайте только с базой, которую собрали сами. Используйте сразу несколько каналов получения подписчиков: формы pop-up и double opt-in, виджеты, лендинги, чекбокс с согласием на получение рассылки.
- Валидируйте базу. Отписывайте неактивных подписчиков.
- Проверяйте репутацию домена.
- Отслеживайте Bounce Rate.
- Пишите тему, которая соответствует содержанию письма.
- Вместо вложений используйте ссылки на облачное хранилище.
- Проверяйте, рабочие ли ссылки в письме.
- Пишите тему, которая соответствует контенту письма.
- Следите за весом письма.
Авторы: Анна Бондарь, контент-менеджер в агентстве Netpeak; Виктория Бондаренко, email-маркетолог в агентстве Netpeak