Несколько лет назад героиня под псевдонимом Джейн работала в компании, где сознательно недоплачивали сотрудникам женского пола. Руководство знало о проблеме, но отказывалось ее решать. Историю Джейн пересказало Fast Comany.


Джейн устроилась инженером в компанию в медицинской сфере сразу после того, как выпустилась из университета. Вскоре ее повысили до руководителя отдела. Джейн была воодушевлена. Она думала, что это – большой шаг вперед в ее карьере.

На новой позиции Джейн получила троих подчиненных – двух мужчин и одну женщину -, а также доступ к информации о зарплатах всех сотрудников отдела. Каково же было ее удивление, когда она обнаружила, что у ее подчиненных-мужчин компенсация заметно больше, чем у нее самой!

“Я была начальником этих мужчин, я устанавливала им цели и каждую неделю проводила тет-а-тет сессии с ними, поскольку я отвечала за их рабочие результаты. И каждый из них зарабатывал на 20-30% больше, чем я”, – рассказала Джейн.

Примечательно, что подчиненная-женщина зарабатывала меньше всех, хотя у нее было больше опыта, лучшее образование и рабочая эффективность.

Джейн рассказала о проблеме в HR и попросила повысить зарплату ей и ее подчиненной. К ее удивлению оказалось, что в HR знают о разнице в уровне зарплат мужчин и женщин. Джейн объяснили, что мужчин просто взяли на работу позже – когда компания уже могла предложить более высокие зарплаты на их ролях – отсюда и разница.

Джейн понимала, что оправдание как минимум странное, но решила дать компании шанс исправиться. Ей пообещали решить проблему, однако этого так и не произошло, хотя Джейн снова и снова напоминала о своей просьбе.

На самом деле ни ей, ни ее подчиненной зарплату повышать не собирались. Это стало понятно через год, когда Джейн пришла к руководству с еще одной проблемой – ее подчиненный плохо справлялся с работой. Это негативно отражалось на показателях всего отдела, а главное на клиентах.

Джейн предложила урезать подчиненному квартальный бонус, но начальство внезапно вступилось за него и настояло на выплате бонуса в полном размере, несмотря на плохую работу.

Девушка не знает, почему руководство компании поддерживало сотрудников-мужчин, но никогда – женщин. Впрочем, у нее есть предположение, что дело в боссе. В первую встречу с ним Джейн показалось, что он – человек старой закалки, привыкший недооценивать женщин.

“Когда я впервые пришла на эту работу, он сказал мне: “Я знаю, что ты недавно вышла замуж. Я не хочу, чтобы через полгода ты пришла ко мне и сказала, что твой муж жалуется на твои частые командировки”, – вспоминает Джейн.

Сколько бы Джейн ни старалась выбить для себя и своей подчиненной повышение, супервайзеры так ничего и не сделали. Проработав в компании два года, Джейн уволилась и устроилась на новую работу, где получила справедливую зарплату.

Примечательно, что при увольнении ее заставили подписать договор, которым ей запрещалось работать в любом дочернем подразделении компании. Этот договор не был стандартным при увольнении. “Это был мерзкий итог двух мерзких лет”, – прокомментировала Джейн.

Проблема мирового масштаба

Джейн – далеко не единственная, кто столкнулся с дискриминацией по половому признаку на работе. По данным исследования, женщины зарабатывают на 20% меньше мужчин, работая фултайм. Такой разрыв иногда связывают с тем, что женщины часто работают в традиционно более низкооплачиваемых сферах, таких как школьное и дошкольное образование, а также потому, что часто из-за ухода в декрет они не могут выслужиться до топ-позиций с высокими зарплатами.

На самом деле женщинам нередко платят меньше, чем мужчинам, на аналогичных ролях в одной и той же сфере. Так, по данным платформы Hired в 60% случаев женщинам в IT-сфере изначально предлагают зарплаты ниже, чем мужчинам на тех же позициях. В среднем разница составляет около 3%, но в некоторых случаях она может достигать 50%.

Поскольку Джейн сама была начальником, у нее был доступ к информации о зарплатах. Но у большинства специалистов женского пола такого доступа нет, и они даже не догадываются, что получают значительно меньше коллег мужчин.

Эллисон Эспосито Медина работала в IT-компаниях, таких как Foursquare и Google, прежде чем уволиться и основать международную организацию Tech Ladies, которая поддерживает женщин, работающих в IT-секторе. По ее словам, многие женщины в принципе рады, что им дали работу, и даже не задумываются о том, что их дискриминируют в оплате.

“Думаю, работодатели этому только рады. Еще на этапе переговоров о зарплате они предлагают на $20 000-30 000 в год меньше, чем мужчинам. Но для женщин это уже гораздо больше, чем они получали на предыдущей работе, они даже не подозревают, сколько денег можно просить”, – отмечает Медина.

Эллисон сама убивалась на работе по 18 часов в день. И когда она узнала, что ей платят меньше, чем мужчинам на аналогичных должностях, это уничтожило ее мотивацию. “Ты чувствуешь, что твою работу и твой вклад не ценят”, – вспоминает она.

В отличие от Джейн, которой не стало лучше после просьб о повышении зарплаты, но и хуже тоже не стало, Эллисон пережила ситуацию, когда обращение к начальству закончилось увольнением. Она работала в хорошо финансируемом стартапе, и в какой-то момент ее обязанности сильно выросли – а оплата осталась прежней. Эллисон обратилась к боссу, который казался очень внимательным и сочувствующим, и попросила увеличить ей зарплату. На что он ответил достаточно агрессивно: “Ты не проработала здесь и года, как ты смеешь просить об этом?”

С тех пор отношения Эллисон с боссом разладились, ей пришлось уйти.

Эпилог

Подчиненная Джейн, которая получала самую низкую зарплату в команде, будучи при этом самым эффективным сотрудником, уволилась незадолго до ухода своей начальницы. Джейн очень хотела сохранить ценного сотрудника и даже предложила часть своего бонуса выплачивать ей, на что в HR ответили отказом – якобы в компании не было процедур, которые позволяли бы это реализовать.

Как и ожидалось, женщина устроилась в конкурирующую компанию на зарплату в два раза больше, чем получала, работая на прежнем месте.