Пока еще не утихли обсуждения the facebook files, Netflix выпустил сериал о стартапах, который выставляет уже другого хайтек-гиганта в неприглядном свете: «Код на миллиард долларов» (The Billion Dollar Code). AIN.UA делится впечатлениями о сериале.

Что это за сериал

«Код на миллиард долларов» — это немецкий мини-сериал от режиссера Роберта Тальхайма производства Netflix. Его создатели вдохновлялись реальными событиями: иском немецкой компании Art+Com к Google о том, что последняя завладела их технологией, чтобы создать Google Earth. Сериал состоит из четырех серий, а рассказ идет сразу в двух таймлайнах: в современности (2017 год), где стороны конфликта представляют свои аргументы, и в прошлом (1990-х), когда Art+Com только создавалась.

Основан на реальных событиях

В 1990-х годах немецкий стартап, который позже стал компанией Art+Com, на инвестиции от Deutsche Telekom разработал сервис визуализации геоданных TerraVision. В 2014 году Art+Com обвинила Google в краже кода ее продукта для создания собственного популярного сервиса Google Earth. И подала против техногиганта иск в Федеральный суд Делавэра о нарушении патента.

В немецкой компании заявляли, что в Google Earth якобы используется технология, защищенная американским патентом № RE44,550 (Method and Device for Pictorial Representation of Space-related Data). И хотели получить около $100 млн за это нарушение.

«Google Earth поразительно напоминает коммерческую систему Art+Com, которая была разработана около десяти лет до того, как Google представил Google Earth, и нарушение прав интеллектуальной собственности со стороны Google было намеренным», — говорилось в заявлении немецкой компании от 20 февраля 2014 года.

Суть обвинений немецкой компании звучала так: первую версию TerraVision создавали с помощью очень мощных на то время компьютеров Onyx производства Silicon Graphics. Art+Com работала и с самой Silicon Graphics, а два сотрудника последней позже попали в Google на руководящие роли: Майкл Джонс, CTO Google Earth, и Брайан Макклендон, вице-президент разработки в Google. Немецкая компания заявила, что оба знали про TerraVision и ее возможности, а Джонс даже имел доступ к проприетарной информации Art+Com. Немецкая компания предоставила суду скриншоты TerraVision от 1996 года и скриншоты Google Earth от 2014, чтобы показать их подобие.

Изображение Art+Com

Более детально об этом деле можно почитать в судебных документах. Тяжба закончилась проигрышем немецкой компании: апелляционный суд встал на сторону Google и признал, что патент на технологию Terravision недействителен.

На эту тему можно почитать и пост Ави Бар-Зива, который работал над первой версией Google Earth в 1999 году: он признает инновационность продукта Art+Com, но называет чушью обвинения в краже кода: «Еще месяц назад я ничего не знал об Art+Com или TerraVision, со мной не связывались по поводу суда или сериала», — пишет он.

Стоит ли смотреть

Сам сериал лучше всего характеризует перепалка его героев: юристов Art+Com и Google:

— Я вижу, чего вы пытаетесь добиться своими сентиментальными историями: вы пытаетесь превратить их в робин-гудов компьютерной эры!

— Может, они именно такие и есть.

Создатели сериала показывают историю двух героев: дизайнера Карстена и гениального программиста Юри, которые подружились, имея общие интересы: Карстен хотел создать величайшее цифровое произведение искусства, а Юри знал, как ему в этом помочь.

Здесь и далее скриншоты из сериала The Billion Dollar Code

Вместе они создали инновационный продукт: сервис визуализации для геоданных, аналогичный Google Earth, в то время, когда последнего еще не существовало.

Сериал, с одной стороны, давит на ностальгические чувства зрителя: здесь есть и кусок легендарной презентации первого Мака от Стива Джобса, и упоминание калькулятора Z22, и речь юного Билла Гейтса о том, что персональный компьютер будет доступен каждому.

Герои показаны как настоящие гики, увлеченные технологиями и творчеством: они цитируют серии из «Стар Трека», обсуждают известных фантастов типа Нила Стивенсона (который вдохновил Джеффа Безоса на полеты в космос), играют в виртуальный пинг-понг на экране из подсвеченных пустых пивных бутылок. Причем в версию той самой культовой игры от Atari. Даже едут отрываться на аналог Burning Man в 90-х.

С другой, он показывает героев как неисправимых романтиков-инноваторов, которых обманула и в конце концов переиграла мегакорпорация. Среди минусов сериала мы бы назвали то, что в нем есть серии, с которыми можно играть в стартап-булшит-бинго, настолько часто там звучат слова вроде visionary, revolution, innovation и упоминания Джобса всуе.

Герои не просто делают сервис, они хотят менять мир в стиле «счастье всем, даром, и пусть никто не уйдет обиженным». Они считают, что их сервис сотрет границы между странами и национальностями, а Юри в одном из монологов даже описывает идею, созвучную новейшему тренду среди стартапов — «метавселенным» (которыми активно занимается Facebook).

В целом, сериал по духу немного напоминает «Социальную сеть» Дэвида Финчера или же «Кремниевую долину» от HBO. Если вам они по душе, то и «Код на миллиард долларов» также может понравиться. Хотя субъективно он слабее и первого, и второго. И шуток здесь почти нет.