Системные кризисы, с которыми столкнулось человечество, — изменение климата, экологические проблемы, голод и нищета в отдельных странах, гендерное, социальное неравенство и другие — заставляют бизнес вовлекаться и не стоять в стороне. Лидеры рынков переходят от слов к делу и объединяются для решения сложнейших вопросов мирового значения. О примерах успешных межбрендовых коллабораций для достижений целей устойчивого развития — в колонке президента международного благотворительного фонда Parimatch Foundation, члена наблюдательного совета Parimatch Tech Екатерины Белорусской.
Партнерство в интересах устойчивого развития — 17-я и ключевая из целей в области устойчивого развития. По сути, эта цель стоит наверху пирамиды и призывает к сотрудничеству и взаимодействию в первую очередь между гражданским обществом, бизнесом, правительством, некоммерческими общественными организациями и научными кругами.
Другими словами, достижение всех 16 других целей напрямую зависит от того, насколько эффективным будет это партнерство и взаимодействие. Глобальные и локальные коллаборации брендов во имя устойчивого развития — это системный инструмент достижения высоких целей, которые невозможно достичь одному, даже самому сильному игроку.
Предлагаю рассмотреть несколько кейсов, когда цели устойчивого развития ставились в основу коллабораций брендов.
Снижение негативного влияния на окружающую среду в процессе производства товаров
Один из ярких примеров — коллаборация Timberland и Omni United. Казалось бы, что может быть общего между производителем одежды и производителем шин? А вот что — Timberland нашел новый источник резины для своей обуви в переработанных шинах от производителя шин Omni United. Шинная и обувная промышленность являются двумя крупнейшими потребителями натурального каучука. Именно это и стало основой для устойчивого партнерства с целью уменьшить воздействие на окружающую среду. Объединив усилия, бренды создали линейку шин для легковых автомобилей премиум-класса, которые можно переработать в обувь Timberland после того, как они становятся непригодными к использованию на дороге. Таким образом два бренда со схожими ценностями доказали, что устойчивость может быть чем-то намного большим, чем теория.
Предоставление доступа к качественному образованию
Поделюсь успешным опытом компании Parimatch Tech: для «прокачки» бизнес и технологичного комьюнити в Украине мы создали бесплатную ежегодную конференцию PM GO. К нам присоединились эксперты из Google, Netflix, Amazon, Juventus, Playtech, что можно рассматривать как партнерство. Представители лучших технологичных, креативных компаний инвестируют свое время и силы в то, чтобы в образовательных целях поделиться лучшими бизнес-практиками и обсудить с аудиторией глобальные тренды. Это впечатляет само по себе, но в этом году мы пошли еще дальше — целый блок в рамках PM GO Go Global был посвящен стратегии устойчивого партнерства. Совместно с СЕО студии креативных цифровых продуктов FFFACE.ME Дмитрием Корниловым и главой маркетинга Uklon Вадимом Ищенко мы пришли к выводу, что просвещение общественности и формирование культуры устойчивости являются одной из важнейших задач современного бизнеса.
Еще один пример — в рамках программы «Новая физическая культура» от международного благотворительного фонда Parimatch Foundation мы повышаем физическую активность детей — за счет увеличения уровня вовлеченности и экспертности учителей физической культуры. Нам важно, чтобы уроки физкультуры были интересными и современными, ведь только тогда дети будут их посещать.
Работая над проектом, мы осознали, что у преподавателей нет единой платформы, где был бы собран опыт экспертов и практиков. Сейчас им приходится по крупицам собирать информацию, что сильно демотивирует и приводит к тому, что уроки физкультуры не идут в ногу с современными трендами в образовании. Чтобы решить эту проблему, Министерство образования и науки Украины, Parimatch Foundation и Parimatch Tech Academy подписали меморандум о создании электронного ресурса — SportYouth. Это доступное, удобное приложение, в котором будет собрано все, что необходимо учителю физической культуры: лучшие наработки практиков по всей Украине, гайды по инклюзивным урокам, теоретические уроки по психологии и биомеханике, а также информация о программах повышения квалификации. Объединив усилия участников из разных сфер, у нас появилась возможность создать продукт национального масштаба и улучшить качество уроков физической культуры по всей стране.
Гендерное равенство. Безбарьерность
Первый кейс, который хочу вспомнить в данном контексте, — коллаборация Dove с Ogilvy India. Косметический бренд совместно с креативным агентством запустили кампанию «Stop the Beauty Test», которая призвана обратить внимание на проблему объективизации женщин. В Индии брак часто становится договоренностью между семьями, от чего постоянно страдают молодые люди. Особенно остро это чувствуют девушки, внешность которых является основным фактором при выборе. Кампания рассказывает о пяти ключевых предубеждениях относительно красоты: рост, вес, цвет лица, тип волос и родинки. Именно на них чаще всего обращают внимание. Видео задевает за живое, и актуально не только для Индии. Думаю, подобный объективизм и погоня за призрачными стандартами актуальна сегодня для многих сообществ.
Второй пример — в этом году Parimatch Foundation и всеукраинскому центру физического здоровья населения «Спорт для всіх» удалось поднять вопрос о дискриминации в спорте на уровне государства благодаря коллаборации и слаженной работе двух команд. Цель социальной медийной кампании #стоп, дискриминация — разрушить стереотипы, что якобы для занятий спортом могут существовать помехи из-за инвалидности, гендера, расовой принадлежности или других признаков. Ее поддержали представители власти, спорта и спортивных организаций, например, Валерий Сушкевич, Франческо Баранка, олимпийская чемпионка Анна Ризатдинова, а также лидеры мнений, среди которых блогер и актриса Наталка Денисенко, блогеры Святослав Бойко, Юлия Кучер и Чара Хорив.
Сокращение энергопотребления
Очень неожиданная на первый взгляд состоялась коллаборация между Formula One и компанией Aerofoil Energy. Благодаря этому партнерству появилось устройство под названием Aerofoil, разработанное совместно с техническим партнером Формулы-1 Williams Advanced Engineering. Оно было изобретено с целью решить растущую проблему холодной энергии для супермаркетов. Считается, что на супермаркеты приходится почти 10% от общего потребления энергии в Великобритании, поэтому разработка новых технологий для снижения нагрузки на холодную энергию имеет жизненно важное значение для сокращения энергопотребления в стране в долгосрочной перспективе. Интересно то, что Aerofoil был изобретен, основываясь на конструкции задних крыльев автомобилей Формулы-1. В Forbes об этом партнерстве написали так: «Formula One Spreads Its Wings To The Supermarket».
Инвестиции в благополучие детей
Снова обращусь к опыту Parimatch Foundation. Наша команда ставит перед собой несколько очень реалистичных целей — качественные изменения в обществе посредством инноваций в образовании, развитие безбарьерной среды и, конечно же, доступность спорта для каждого ребенка. Но несмотря на простоту и прозрачность этих целей, мы знаем, что только в синергии с правильными партнерами, которые будут разделять наши ценности, мы сможем быстро достичь результата. Например, частью одной из наших программ — «Так, я можу!» — является предоставление стипендий талантливым детям с инвалидностью, занимающимся профессиональным спортом. Эту инициативу мы реализуем совместно с Национальным комитетом спорта инвалидов Украины. За два с половиной года этой коллаборации у нас есть впечатляющий результат — восемь наших благополучателей попали в состав сборных трех видов спорта: плавания, баскетбола и легкой атлетики. В одиночку нам точно не удалось бы достичь таких результатов.
Подводя итоги, хочу отметить: глобальные вопросы, которые стоят перед всеми нами, требуют синергии в их решении. Ни у кого уже нет возможности сказать, что какая-то из целей устойчивого развития его не касается. Лидеры рынков по всему миру показывают пример в коллаборациях ради достижения высоких целей, и уверена, что в ближайшем будущем мы будем наблюдать, как все больше компаний объединяются для решения глобальных и локальных проблем.