В мае 2023 года стало известно, что медиахолдинг Forbes нашел покупателя. Это был Остин Рассел, основатель компании Luminar с капитализацией более $1,5 млрд, которая производит лидары. Однако, как выяснил AIN.UA, инициатором сделки и тем, кто по факту купил Forbes, на самом деле является связанный с Кремлем российский магнат Магомед Мусаев. Рассел же был нужен для согласования сделки с органами регуляции.

На днях это подтвердили также источники WP. Рассказываем основное.

Новые детали

20 октября на The Washington Post вышел материал с новыми деталями, которые подтверждают, что покупателем Forbes был не Рассел, а именно Мусаев.

В издание попали 5 аудио- и одна видеозапись, на которых Мусаев обсуждал сделку. И рассказывает, что именно он был покупателем Forbes, заключив «сделку всей жизни».

«Я только что купил Forbes, – сказал Мусаев одному из своих соратников, имея в виду Forbes Media Group, в который входит также и американское издание. – Вы понимаете, когда у вас в руках ключ от самого авторитетного мирового бренда, этот ключ даст мне доступ к любому».

Мусаев снова и снова повторял, что купил Forbes. В видеозаписи, которую просмотрел The Post, он назвал Рассела «лицом» сделки и настаивал на том, чтобы о его собственном участии не говорили. «Я делаю это более тонко. Вы понимаете, я работаю не кувалдой и не скальпелем, а лазером».

Этот разговор произошел за несколько дней до вечеринки по поводу 60-летия Мусаева в Нью-Йорке, в июне 2023 года. За главным столом к российскому миллиардеру присоединились топ-менеджеры Forbes Media Group, был и Рассел, который недавно объявил, что является лид-инвестором в сделке на $800 млн по покупке Forbes Media Group.

Заявления Мусаева из записей, на которые ссылается WP, поднимают новые вопросы о потенциальном иностранном влиянии на крупное СМИ и сделку, которая была источником споров более года. С критикой выступали в американском правительстве, привлекая пристальное внимание со стороны Комитета по иностранным инвестициям в Соединенных Штатах.

Коментарии Рассела и Мусаева

Оба категорически отрицают любую роль Мусаева в сделке.

«Нет ни одного доллара капитала ни от одного китайского или российского гражданина или организации, включая Мусаева», – заявил Рассел в комментарии WP. Мусаев в свою очередь ответил так: «Я не инвестирую в эту сделку и не планирую инвестировать любым способом в будущем, прямо или косвенно».

Вместе с тем, Мусаев не прокомментировал записи, которые попали в WP. Однако отрицает, что говорил кому-то, будто купил Forbes.

В украинском Forbes ответили на материал WP заявлением, в котором отметили, что сделка по приобретению 82% Forbes Global Media Holdings не является завершенной. Она находится в поле зрения американских регуляторов, в частности Комитета по иностранным инвестициям в Соединенные Штаты (CFIUS) при Министерстве финансов США. Ожидается, что сделка будет закрыта в ноябре.

В заявлении Forbes Ukraine перечислены лишь публичные детали сделки, в частности, что покупателем является Рассел. Участие Мусаева в ней не подтверждают и не опровергают – об этом вообще нет ни слова. Зато в издании уверяют, что единственная сущность, интересы которой исповедует Forbes Ukraine – это его читатели:

«Forbes Ukraine издается согласно лицензионному соглашению, которое предусматривает высокие стандарты журналистики и корпоративного управления. Мы служим единой группе интересов – нашей аудитории, и это никогда не изменится».

Под пристальным взглядом регулятора

CFIUS, который подчиняется Министерству финансов и состоит из нескольких агентств, имеет полномочия исследовать определенные деловые операции в США на предмет рисков национальной безопасности. Он может потребовать изменений или, в редких случаях, попросить президента заблокировать сделку.

В письме от 9 августа, на которое ссылается WP, сенатор Том Коттон (Штат Арканзас) и сенатор Марко Рубио (Штат Флорида) призвали министра финансов Джанет Л. Йеллен, которая возглавляет CFIUS, пересмотреть соглашение, утверждая, что Рассел «маскируется под главного покупателя», тогда как «очевидно, что он является просто каналом для более крупных иностранных инвесторов».

Сенаторы, которые оба работают в Комитете по разведке Сената, утверждали в письме, что основная часть денег поступает от инвесторов с зарубежными связями, включая Шива Хемку, близкого соратника Мусаева, который является вице-председателем индийского конгломерата, работавшего с Кремлем. Согласно открытым данным, Хемка прожил в россии 25 лет, работая над такими проектами, как бизнес-школа Сколково, финансируемыми российским правительством. Он также более четырех лет работал в совете директоров ключевой компании российского государственного оружейного конгломерата RosTech, в том числе после того, как США ввели против него санкции.

«Это не в интересах нашей страны, чтобы крупным американским СМИ руководили организации, которые имеют связи (с такими странами, как Россия)», – сказал Рубио в комментарии The Post.

CFIUS не разглашает свои решения или даже то, какие транзакции он проверяет.

Зачем Мусаеву Forbes?

Ранее Мусаев работал в правительстве москвы, управляя крупным выставочным центром, прежде чем стать высокопоставленным городским чиновником по инновациям. По словам бывшего бизнес-партнера Мусаева Павла Черкашина, Мусаев через своего тестя входил в близкое окружение связанного с Кремлем миллиардера Сулеймана Керимова, также из Дагестана.

Как уже ранее писал AIN.UA, приобрести глобальный Forbes – давний план Мусаева, который также владеет брендом Forbes в россии (издание продолжает работать там без изменений и является одним из немногих, кто остался в стране).

Владение популярным и известным на весь мир СМИ позволило бы перейти из статуса российского предпринимателя с сомнительной репутацией в когорту людей вроде Юрия Мильнера с DST: русский, который уже как бы и не совсем русский. Для этого же Мусаев запускал и другие проекты, которые нацелены на импакт-инвестиции и ESG.