Пять лет назад Дмитрий Сергеев продал свой сайт DepositFiles за несколько миллионов долларов. Практически сразу он основал новую компанию – фотобанк Depositphotos, который спустя три года после запуска оценивается в $70-100 млн. Такому стремительному успеху предприниматель, конечно, рад. Но рынок фотобанков, в том виде, в котором он есть сейчас, Сергеев считает устаревшим и не развивающимся. Настоящую радость ему должен принести его новый проект Clashot – фотобанк, который будут наполнять пользователи смартфонов по всему миру. Предприниматель уверен, что именно этот бизнес совершит революцию в индустрии и будет оценен рынком по достоинству.
DepositFiles
О своем предыдущем проекте DepositFiles Дмитрий Сергеев рассказывает с неохотой. Популярный файлообменник, который в лучшие времена входил в ТОП-40 сайтов мира по версии Alexa, приносил основателю немало головной боли. И хотя тогда правообладатели еще не объявили открытую войну пиратам и не случилась история с Кимом Доткомом, было понятно, куда все идет.
Сергеев не скрывает радости, что ему удалось продать проект до разгара войны. Он с командой создал популярный сервис, на который пользователи загружали множество нелицензионного контента. Вычищать его и постоянно отбиваться от жалоб – огромная ежедневная работа, после которой, по словам создателя, не оставалось сил ни на что иное.
“Сейчас в Украине есть сайты, на которых есть поиск по пиратским файлам, каталог, видеоплеер и даже, что в голове не укладывается, встречается реклама от правообладателей”, – делится наблюдениями Сергеев: “ У нас же не было ничего подобного, просто возможность загружать файлы. Грубо говоря, сегодня в Dropbox многое организовано схожим образом и ничего”.
Цифру в $10 млн, напечатанную в украинском Forbes, за которую якобы был продал DepositFiles, он называет недостоверной. “Не знаю, откуда они вообще это взяли. Но любой, кто в теме, прекрасно понимает, что стагнирующий сайт на таком проблемном рынке за такие деньги было продать попросту нереально”. Впрочем, настоящую сумму сделки, как и покупателя, называть он не хочет. Отмечая лишь, что сумма была существенно меньшей, хоть, конечно, и не маленькой.
Особенностью сделки было то, что новый владелец приобрел не компанию, а разработку: набор скриптов с доменом, “бренд” и все что связано с этим “брендом”. “Мы передали все буквально за несколько недель. Избавились от головной боли”, – вспоминает он. Команда проекта отчасти осталась с Сергеевым и спустя несколько месяцев приступила к покорению новой вершины.
DepositPhotos
То, что его текущий бизнес зарабатывает на продаже авторских прав, из-за которых, собственно, и были проблемы в его предыдущем проекте, Дмитрий Сергеев считает обычным совпадением: “Мы умели работать с файлами, создавать высоконагруженные и устойчивые решения, действительно удобные продукты. И когда изучали ниши, куда применить наши знания, буквально случайно заметили фотобанки. С технической точки зрения, это – такой же файловый архив, лишь с другой бизнес-моделью”.
По его словам, все фотообанки устроены одинаково. Там примерно одни и те же фотографии, схожие цены и модель работы.
“Нашей главной задачей на начальном этапе было наполнить архив фотографиями. Тут сработали две вещи. Первая – мы были не просто очередным фотобанком, который обращался к сообществам фотографов, а потом тихо умирал. Мы были командой, которая сделала DepositFiles, он был у всех на слуху тогда. Вторая – мы банально решили платить всем фотографам просто за загрузку фотографий. Они получали 10 центов за кадр, что представляло собой десятки и сотни долларов на человека. Верить нам на слово и ждать продаж не требовалось. Была возможность сразу получить деньги и это сработало”, – вспоминает Сергеев.
По его словам, на закупку фотографий было потрачено около миллиона долларов. Еще где-то 150 тыс. на начальном этапе “съели” офис и зарплаты.
“Как только о нас узнали и у нас был большой архив – пошли и продажи. Когда ты делаешь что-то действительно классное и востребованное, летит оно или нет, понятно буквально сразу. Если у вас есть постоянный рост – вы на правильном пути”, – делится опытом предприниматель.
Когда ты делаешь что-то действительно классное и востребованное, летит оно или нет, понятно буквально сразу.
В рост DepositPhotos поверили и в фонде TMT Investments. Спустя всего несколько месяцев после запуска они оценили бизнес в $10 млн, выкупив за $3 млн 27% компании.
Чудо-формулу, по которой новую фирму оценили в такую впечатляющую сумму, Сергеев описать не смог. Он просто говорит, что ему поверили. Создатели TMT Investments – выходцы из РБК и давно были знакомы с ним по предыдущим проектам (он отдельно подчеркнул, что DepositFiles купили не они, хотя одно время и проявляли интерес).
В 2012 году доход DepositPhotos составил $6 млн. Сергеев прогнозирует, что по итогу этого года цифра вырастет до $15-20 млн.: “Точную цифру назвать очень сложно. За прошлый месяц мы заработали больше $1.5 млн, но сезон только начался и о темпах роста можно лишь очень примерно догадываться”.
В статье в украинском Forbes компанию оценили в $100 млн. Эту сумму основатель проекта пока считает завышенной, называя цифру в $70-75 млн более реалистичной. По его словам, индикаторы применимые к публичным компаниям (в данном случае к популярному фотобанку ShutterStock) нельзя использовать для частного бизнеса.
Впрочем, какими бы не были индикаторы, Дмитрий Сергеев уверен, что оценка компании в скором времени вырастет очень сильно, поскольку новый проект, по его словам, должен полностью изменить рынок фотобанков.
Clashot
“Конкуренты продают месячную подписку на фотографии за $300. Из них фотографий – на $60. Остальное – издержки. Офисы на пятой авеню в Нью-Йорке и т.д. Покупателей это тоже мало волнует. Фотографии загружают сотрудники компаний, которые эти фотографии оплачивают не из своего кармана, а бюджет компании их заботит слабо”, – так нерадостно описывает Сергеев текущее положение дел в индустрии.
Другая проблема рынка, упоминавшаяся ранее, – у всех фотобанков одинаковые фотографии. “В то же время у сотен миллионов людей по всему миру в телефонах миллиарды уникальных фотографий. Абсолютное большинство из них умирает. Их или удаляют или они становятся никому не нужными через несколько часов после публикаций в социальных сетях, где на их место приходит другой контент”, – намекает на практически бесконечный источник фотографий Дмитрий Сергеев.
При этом он хочет не просто получать фотографии с телефонов пользователей Clashot. Его идея – предоставлять весь контент абсолютно бесплатно для конечных клиентов фотобанка.
[blockquote]
Мы хотим объяснить, что кроме Like и Share есть еще и Sale. Даже самый заурядный снимок иногда продается сотни раз
[/blockquote]
Сергеев верит, что монетизация проекта возможна через рекламную модель: “Объем рынка фотостоков – 6 млрд, мобильной рекламы в разы больше. Бесплатный контент распространяется гораздо быстрее платного. Привлекая партнеров, которым интересна аудитория сервиса, мы сможем заплатить авторам фотографий, покрыть свои издержи и еще неплохо на этом заработать. При этом распределение “рекламного бюджета” возлагается на самих участников комьюнити, экспертов.”
Комментируя потенциальное качество фотографий из смартфонов непрофессиональных фотографов, Дмитрий Сергеев рассказывает: “Если в инстаграмме хорошо получившийся котик набирает 1000 лайков и его активно шарят (от слова share, – прим AIN.UA) в Facebook, – то эта фотография, пусть она сделана хоть 7-летней девочкой, нужна в фотостоке, и шанс вывести ее в топ фотобанка в разделе “животные” и продать возрастает в разы”.
Он уверен, что даже если подобные фото не всегда будут нужны издательствам и рекламным агентствам (основными покупателями фотографий в фотостоках на текущий момент), то их будут распечатывать себе или своим друзьям другие пользователи, что тоже представляет собой большое поле для заработка.
Запуск Clashot состоится уже этой осенью. В начале же следующего года Дмитрий Сергеев хочет привлечь дополнительные инвестиции. И хотя, по его словам, бизнес давно прибыльный, то R&D (тот же Clashot в составе DepositPhotos до недавнего времени) постоянно требует денег. “Ждать, копить и откладывать в этом бизнесе смысла мало. Мы покупаем невосполнимое время”, – объясняет потребность в деньгах предприниматель.
Он также говорит, что желающих вложить в бизнес немало: “Но это в основном не профильные деньги, которые нам не нужны. Если привлекать, то было бы лучше у американских или европейских венчурных фондов, у которых есть практика работы с интернет бизнесом. Только они на самом деле могут дать те самые smart money, помочь советами, ценными знакомствами и при этом не испортить бизнес”.
Сейчас у Сергеева 58% компании (27% у TMT, 15% – у ключевых сотрудников). Новый инвестор, в раунде “B”, может получить 15 – 20% акций.