Почему ICO. Пощечина традиционной модели инвестирования
Еще до января этого года наша команда жила жизнью классического стартапа: неоднократные пивоты, ограниченное финансирование, классическая венчурная история. Мы понимали, что какая бы у нас ни была технология, инвесторов придется уговаривать. А в начале даже не инвесторов, а аналитиков фонда (если это фонд), которые, в общем-то, не имеют доступа к деньгам и не принимают финального решения.
Всем им подавай трекш, а без него молодым стартапам дорога одна – в акселераторы. Вот и нашей команде довелось пройти в один из нью-йоркских акселераторов Starta. На одном из митапов мой кофаундер Миша Ежов впервые услышал о новом явлении – ICO. Он стал изучать вопрос, а я, честно признаться, все это время крайне скептически относился к теме, полагаясь на венчурный путь. К концу нашей акселерации мы собрали пул инвесторов, которые суммарно готовы вложить в наш сервис колтрекинга и аналитики $600 000. Правда, никто из инвесторов не был готов возглавить раунд, но к моменту, когда это стало бы проблемой, у нас уже появился другой план.
На нашем заключительном демо-дне мы больше всего радовались за другого резидента акселератора Starta – Женю Лобачева и его проект Suretly, который на pre-ICO всего за два дня собрал $300 000. Момент радости за Женю на фоне последнего дня акселерации стал поворотным – мы твердо решили запускать ICO.
На тот момент мы с нашим техдиректором Олегом Зайчуком уже какое-то время работали над технологией распознавания речи – у нас были наработки собственного движка, который довольно хорошо справлялся с задачей. Когда мы провели сравнительные тесты, оказалось, что он работает даже лучше, чем IBM Watson. Но была существенная проблема – масштабирование. Алгоритм был написан допотопно и на том этапе он достиг предела своего развития, что было для нас неприемлемо. Поэтому мы решили, что надо создавать платформу с нуля и на основе нейронной сети, откинув в прошлое старые модели.
Решив запускать ICO, нам конечно же необходимо было идти в ногу с трендами и придумать нечто, что поможет нам достучаться до аудитории криптоинвесторов. Ведь ты не можешь обращаться к людям, которые являются адептами блокчейна и технологий и предлагать им инвестировать, скажем, в производство туалетной бумаги. Конечно, это должна быть технология, связанная с блокчейном (чего у нас не было).
Потратив несколько дней на брейншторм внутри команды, один из наших гениев предложил распределенную сеть мощностей для распознавания речи и смарт-контракты как инструмент для расчетов внутри системы. Мы решили сделать платформу полусоциальной и открытой для построения собственного комьюнити, лояльность которого будет строиться на том, что Anryze позволит им пассивно зарабатывать.
Расчеты оказались неожиданно интересными: стоимость затрат на содержание системы резко снижалась и конечная стоимость для клиентов – тоже. Получалось, распознавание речи будет обходиться нашим клиентам в пять раз дешевле, чем у ̶G̶o̶o̶g̶l̶e̶ конкурентов.
Из чего сделана ICO-кампания
Вместе с нами акселерацию проходила компания iCoin Software, которые познакомили нас с компанией Waves Platform, предоставляющей площадку для запуска и проведения ICO-кампаний (и не только). У них уже выстроилась очередь из проектов, но нам удалось прорваться вне очереди.
Самым главным элементом любой ICO-кампании является грамотный маркетинг и PR, на что, конечно же, требуется много денег. Нужной суммы у нас не было. Вопреки нашему нежеланию делать pre-ICO, нам все таки пришлось привлекать капитал для оплаты услуг маркетинга через pre-sale.
Некоторое время назад Денис Довгополый познакомил меня с известным предпринимателем Максимом Школьником. В июне я позвонил ему с предложением купить наши будущие токены со скидкой. Максим заинтересовался и пригласил криптоинвестора Станислава Белобородова составить ему компанию. От них мы получили не только деньги, но и поддержку и советы.
Доложив немного своих и немного взятых в долг денег, мы собрали необходимые $120 000 на маркетинг кампании Anryze, первой распределенной платформы по распознаванию речи. И вскоре осознали, что сумма была недостаточной… К слову, прайс на ICO-маркетинг растет постоянно и если в начале лета нам бы хватило $100 000-200 000, то сегодня стоимость тех же услуг выросла до $500 000-600 000.
Месяц до старта
Мы трижды переносили запуск из-за страха не успеть все закончить в срок. В итоге прыгнули в последний вагон уходящего поезда – хайп вокруг ICO в конце лета начал резко падать. Новости из Китая, регуляции, прыжки криптовалюты – все это создавало негативный фон.
Свою роль сыграли и шутники: на ICO начали выводить совершенно безумные вещи. А скамеры собирали огромные суммы, после чего пропадали. Некоторые СЕО даже интересовались в Facebook, как потратить миллион (кажется, это был проект Sonm). Все это нанесло большой урон репутации краудсейла через ICO, но винить тут некого – такова жизнь.
Мы разработали лендинг, баунти-кампанию, кабинет инвестора и открыли демо. Оно было ограниченным, так как целью было не предоставить полноценный сервис, а показать как он работает. Некоторые файлы в нашей системе распознавались даже лучше, чем у Google. Мы были уверены в своем продукте.
Старт
В день старта я бегал вокруг лэптопа как ненормальный и постоянно обновлял страницу. В первую минуту у нас было $34 000 в криптовалюте, в первый час – $100 000, за четыре часа – $300 000, а потом рост резко замедлился. Все микроинвесторы, которые желали вложиться – вложились. Мы осознали, что совершенно обделили вниманием аудиторию институциональных инвесторов – криптофонды. Мы рассчитывали получить $6 млн в первый день, но чуда не произошло.
Мы решили действовать, чтобы форсировать сборы. Примерно за пару часов до того, как официально вышла новость о запрете ICO в Китае, нам удалось заполучить крупного инвестора оттуда, что повысило общую сумму примерно до $600 000.
Потом мы поняли, что есть инвесторы, которые готовы покупать наши токены в больших объемах, но за фиаты. Добавили возможность приема инвестиций в фиате. И за два дня преодолели отметку в $1,6 млн, что являлось нашей нижней планкой. Если бы мы ее не достигли, нам бы пришлось возвращать деньги обратно инвесторам и признать кампанию несостоявшейся.
Суммарно мы собрали более $1,7 млн, что конечно не оправдало наших ожиданий. Но этих денег достаточно, чтобы мы могли выполнить обязательства и в начале следующего года сделать релиз платформы. Поэтому несмотря на все проблемы и ошибки, я считаю наше ICO успешным.
Что дальше
Теперь одна из наших главных задач – сохранять рост токена на биржах. Anryze уже стартовал на DEX и в следующие две недели залистится еще на четырех биржах. К слову, для тех, кто планирует ICO – рекомендую сразу начинать договариваться с биржами заранее, чтобы сразу после окончания сейла без промедлений запускать токен в продажу.
Также очень важно заранее построить логическую экономику токена – почему он будет расти? Конечно, на рост токена влияют разнообразные события, партнерства, контракты с именитыми клиентами и так далее, но также токен в самом проекте должен быть чем-то подкреплен.
Например, у нас на платформе токены подкреплены переведенными минутами от клиентов, а следовательно – реальными деньгами. Благодаря такой экономике, мы уверены в росте токена и в выгоде его приобретения сейчас. Логика роста токена у нас проста – мы делаем единоразовую эмиссию токенов, с каждым новым клиентом количество “обработанных” минут растет, следовательно, растет количество денег в системе. Но из-за того, что количество токенов ограниченно, они растут в цене. Кроме того, с каждой новой транзакции от клиента владельцы токенов получают 20%.
Вместо заключения
Мы сделали правильный выбор, отказавшись от традиционного венчурного инвестирования в пользу ICO. Сегодня у нас есть деньги на то, чтобы расширять команду, увеличивать ресурсы, продолжать работать над технологией, которая через год-два позволит компьютерам понимать людей так, как они понимают друг друга. Распознавание речи – лишь начало.
VC’s бьют тревогу, они теряют власть и превосходство и я считаю, это хороший тренд. Но ICO дает много возможностей для мошенничества, и это плохо. Однако, регуляторы не спят. SEC в США запускает настоящую вендетту, приравняв токены к акциям, Finra тоже открывает это направление. Благодаря этому ICO станет надежным способом привлечения денег для молодых стартапов, хотя вряд ли еще будет такой же хайп, каким он был этим летом.
Сейчас появляются новые тренды и веяния. Многие ICO проекты, под давлением регуляторов, рассматривают альтернативные пути реализации крипто-крауд-сейла. Например, гибридная схема инвестирования: запуск ICO по традиционным правилам венчурного рынка; несколько этапов, разные суммы, участие институциональных инвесторов, аналитиков и регуляторов. Это многое обещает, например, защиту инвестиций, контроль и адвайзинг. Грубо говоря, все лучшее из венчурной сферы сочетается браком со всем лучшим из нового дивного мира блокчейна.