Но согласно принятому в целом законопроекту №6776-д, с 2019 года по безналоговой схеме можно будет получать всего три посылки в месяц. С ценой товара в посылке – немного сложнее. Дело в том, что инициативу по ограничению лимита ввоза беспошлинных посылок обсуждали еще в октябре и тогда представители Минфина говорили именно о трех посылках по 150 евро каждая. Но текст этой конкретной нормы записан немного запутанными формулировками, которые допускают и трактовку: до 150 евро общей стоимости в трех посылках. Предыдущая инициатива по регулированию почтового импорта (принадлежала АПИТУ) предлагала снизить именно саму сумму посылки — до 22 евро, что привело к массовому возмущению пользователей, часто закупающих товары за рубежом. В результате проект отозвали

Редакция AIN.UA попросила участников рынка международной доставки прокомментировать новеллу: как она повлияет на объемы рынка и на пользователей. 

Игорь Смелянский, и.о. генерального директора “Укрпошта”:

Борьба с контрабандой – очень важная задача для государства. “Укрпошта” полностью поддерживает намерения снизить уровень нелегальных перевозок. Но избранный инструмент вряд ли принесет результат: взимать пошлину с посылок из Китая, где средний чек по статистике менее $10, выйдет дороже для государства.

По нашему мнению, данная инициатива очень спорная.

Во-первых: инициаторы изменений в Налоговый кодекс не дали расчетов ожидаемого дохода в госбюджет. Мы прогнозируем, что новые поступления в бюджет будут меньше затрат государства на администрирование. Опыт стран, которые пошли путем уменьшения размера беспошлинного лимита, демонстрирует тенденцию уменьшения доходов в бюджет. Так, после сокращения беспошлинного лимита с $200 до 22 евро в Беларуси по данным региональных таможенных служб состоялось уменьшение объема импортных “мелких пакетов” с плановых 24 млн штук до фактических 12 млн штук. Кроме этого, на этом фоне в Беларуси наблюдается активизация “серых” перевозчиков, которые доставляют импортные отправления нелегальными каналами через Россию.

Механизмов обойти данное ограничение – бесконечное количество, например, оформить заказ на близких, воспользоваться за соответствующую плату услугами юридических лиц (на которых ограничение не распространяется).

При этом уменьшается конкуренция на рынке и создаются дополнительные преграды для клиентов. Те, кто ранее обходил нормы налогового законодательства, будут иметь возможность снова это делать. Достаточно посмотреть на крупных импортеров, которые работают как сотни и тысячи ФЛП.

Во-вторых, не определены механизмы взимания пошлины. Никоим образом не понятно, как государство будет администрировать “четвертую посылку”?

Министерство финансов выступало с инициативой создания базы получателей, которая должна работать в онлайн-режиме и объединять всех игроков логистического рынка. Если две посылки придут одновременно компанией “Укрпошта”, а две другие – другим оператором, с какой считать пошлину? Как хранить персональные данные (ИНН) с зарубежных площадок, как данный реестр должен работать в незакомпьютеризированных офисах сельской местности?

Ответов на эти вопросы нет. Поэтому полностью понятно, что участники рынка и Европейская бизнес-ассоциация раскритиковали законопроект. Вместо этого, протянуть данную инициативу решили без обсуждений в один день внесением изменений в Налоговый кодекс.

Выполнение норм закона будет требовать от государства создания и поддержки защищенной IT-cистемы для хранения данных, внедрения системы регистрационных номеров для нерегулярных импортеров, контроля стандартов качества процедур таможенного оформления и др. Операторы должны понести затраты на сбор, анализ, проверку данных для импорта, затраты на оформление таможенных деклараций, внедрение системы регистрационных номеров для нерегулярных импортеров и пр. По нашим подсчетам, общие затраты только на IT составят более 150 млн грн.

И в-третьих, конечный потребитель услуг получит значительное увеличение времени ожидания отправлений и рост тарифов, которыми операторы будут компенсировать понесенные финансовые затраты.

Поскольку существенно вырастет количество отправлений для оформления, пропорционально вырастет время, нужное для этого, количество таможенных инспекторов, количество сотрудников компании “Укрпошта” или других операторов, необходимых для сопровождения этих отправлений.

Клиент не рад будет отстоять в очереди и узнать, что для того, чтобы получить посылку за $5, например с AliExpress, нужно пойти и заплатить пошлину в $1. И это при условии, что единая государственная база не зависнет, как это ежегодно происходит с системой электронного декларирования. При этом, заказанный товар на внутреннем рынке у посредников будет стоить намного дороже. И кому это выгодно?

Василий Журавель, CEO International Meest Group: 

Это абсолютно не станет эффективным инструментом дополнительного наполнения бюджета или борьбы с теневым импортом. 

С последним следует бороться не путем ограничения прав обычных украинцев на покупку дешевых и иногда более качественных товаров из-за рубежа, а в структурах таможенных органов, где иногда царит коррупция и хаос. 

Такая инициатива выразительно лоббирует интересы крупных импортеров и официальных представителей известных мировых брендов, которым не выгодно, чтобы украинцы дешевле покупали за рубежом те товары, которые они дороже предлагают на внутреннем рынке. 

Если анализировать влияние этих инициатив на наш международный бизнес, конечно, мы понесем значительные потери. К примеру, количество посылок из Китая в Украину в месяц может упасть в 3-4 раза. 

Также есть возможность очень сложной системы контроля данных нововведений, что может привести к замедлению и удорожанию процесса обработки международных посылок, вследствие чего снова пострадают потребители. 

Подобные примеры внедрения похожих инициатив в странах, как, к примеру, Канада или Беларусь, свидетельствуют, что стоимость их администрирования значительно превышает поступления в бюджет. Другой пример – США, где в 2015 году увеличили лимит с $200 до $800 без количественных ограничений в местах, заботясь о своих гражданах. 

Инна Хомич, директор по правовым вопросам “Нова Пошта-Центр”:

1. С момента принятия парламентом этой нормы, в СМИ и соцсетях сформировались две диаметрально противоположные оценки: одни эксперты считают, что это три отправления по 150 евро каждое, другие – три суммарной стоимостью 150 евро. Для первой позиции есть основание в виде пояснительной записки Минфина, который именно такую идею и закладывал. Но из формулировок изложенных норм нельзя однозначно утверждать, что именно каждая из трех посылок, которые пользователь имеет право получить без уплаты НДС, должна не превышать сумму в 150 евро. Наоборот, она читается так, что суммарная стоимость товаров в трех посылках в месяц не должна превышать 150 евро. 

Кроме того, интересны несколько вопросов: если пользователь ввозит четыре посылки по 1 евро каждая, нужно ли уплачивать НДС? А что будет, если на протяжении месяца пользователь ввезет 3 посылки по 1 евро (чехол для телефона, наклейки), а четвертый товар – на сумму в 100 евро? Значит, нужно платить и НДС? И где логика ограничения количеством без определения общей границы таких отправлений за месяц? 

2. Норма законопроекта по снижению порогов беспошлинного ввоза товаров в первых трех международных почтовых и/или международных экспресс-отправлениях вступает в силу с 01.01.2019. В то же время, в принятом законе не урегулирован механизм учета количества отправлений, которые получаются лицом, и механизму учета стоимости товаров, которые ввозятся в отправлениях. То есть, остается непонятным, кто и каким образом для целей расчета НДС должен считать посылки, которые получает физлицо, и стоимость таких посылок. Это означает, что до 2019 года законодатели должны будут определиться по механизму реализации принятой нормы: кто и каким образом для расчета НДС должен считать посылки, которые получаются физлицом, и стоимость таких посылок. 

3. Норма законопроекта о снижении порогов безналогового ввоза товаров в ручной клади и/или в сопроводительном багаже вступает в силу в общем порядке вместе с другими нормами этого закона, то есть с 01.01.2018. А это противоречит основным принципам налогового законодательства, а именно – принципу стабильности. Так, пп 4.1.9 Налогового кодекса Украины предусматривает, что изменения в любых элементах налогов и сборов не могут вноситься позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. 

4. Чтобы дать возможность прокомментировать влияние нововведений на работу “Нова Пошта” и рынков доставки и онлайн-торговли, нужно ознакомиться с текстом законопроекту после его подписания президентом.