Приватность в сети – это то, о чем много говорят и чего, к сожалению, не существует. Интернет-компании знают о нас все, иногда подробность этих данных доходит до абсурда. Журналист The New York Times Брайан Чен задался вопросом “что Facebook обо мне знает?” и узнал как скачать архив своих данных из соцсети. Результат оказался неожиданным и пугающим. Редакция AIN.UA приводит сокращенный перевод его колонки.
Когда я скачал копию моих Facebook-данных на прошлой неделе, я не ожидал увидеть там много: у меня очень лаконичный профиль, я почти ничего не публикую и не кликаю по рекламе. Но когда я открыл свой файл, это было как открыть ящик Пандоры. Я узнал, что меня “пасут” более 500 рекламодателей, причем о многих из них, как например магазин мотозапчастей “Плохой папаша” или электропоп-группа “Космический Иисус”, я никогда не слышал. Также у Facebook был полный список контактов из моей телефонной книги и записи о давно удаленных из друзей бывших.
В рамках выступления перед конгрессом Цукерберг несколько раз подчеркнул, что у Facebook есть инструмент, который позволяет пользователям загрузить свои данные, чтобы увидеть, что соцсеть знает о них, и удалить то, что им покажется лишним. На самом деле большую часть базовой информации о себе удалить нельзя. Например, дату своего рождения или записи о пользователях, которых вы удалили из друзей (зачем они вообще?).
Что Facebook обо мне знает
Что собой представляет архив Facebook-данных
Это папка, которая содержит ряд внутренних папок и файлов. Самый важный файл – это index, который является по сути набором данных, по которому можно перемещаться и смотреть свой профиль, список друзей, таймлайн, сообщения и т.д.
Один из самых примечательных секций в “индексе” – Contact Info. Здесь обнаружилось 764 имени и телефонных номера из моего списка контактов на iPhone. Соцсеть собирает их через свой мессенджер, когда мы устанавливаем его на смартфон, с целью дать нам возможность увидеть, с кем из своей телефонной книги мы можем общаться с его помощью.
Facebook добросовестно запомнил абсолютно всех из моей телефонной книжки, включая номера автомеханика и пиццерии.
Я отключил синхронизацию и удалила свою телефонную книгу из архива.
Также Facebook хранил историю всех моих заходов на сайт за последние два года, включая информацию о том, какие браузеры и устройства я при этом использовал. Иногда он также сохранял месторасположение, например, когда я попал в больницу или ездил в Токио. Эти данные соцсеть использует для безопасности – если будет зафиксирована попытка входа из необычного места, Facebook может расценить ее как несанкционированный вход и предупредить меня. Чтож, звучит логично – это я удалять не стал.
В списке моих друзей обнаружились “Удаленные друзья” – 112 человек, а также информация о дате их удаления. В соцсети говорят, что сохраняя о них информацию, Facebook пытается оградить меня от всплывания их в моей ленте в будущем, однако мне показалось, что это не очень удовлетворительное объяснение. Вместо этого мне бы хотелось иметь возможность удалить список удаленных друзей и забыть о них навсегда.
Есть в этом архиве и вовсе любопытная папка – “Рекламодатели, у которых есть ваши контактные данные”. И в ней оказалось штук 500 брендов, большинство из которых никогда со мной не коммуницировали и я их точно никогда не лайкал. Названия некоторых из них заставило меня насторожиться. Например, “Проверка микрофона”, под которым скрывалось радио-шоу. Были и знакомые бренды, вроде Victoria’s Secret Pink, Good Eggs или AARP.
По данным Facebook, незнакомые бренды могут появляться в списке, потому что они собрали мою информацию из других источников и загрузили ее на Facebook. Это возможно благодаря инструменту Custom Audiences для рекламодателей. Я пытался связаться с этими брендами, но никто из них мне не ответил.
А что у других? Загружаем архив Google и LinkedIn
Facebook – лишь вершина айсберга. Я решил загрузить все, что обо мне известно еще одному технологическому гиганту – Google. Это можно сделать с помощью инструмента Google Takeout. И здесь архив данных оказался в разы больше.
Только для моего email-аккаунта у Google набралось 8 ГБ информации, что эквивалентно 2000 часам музыки! Для сравнения, весь мой Facebook-архив весил всего 650 МБ или 160 часов музыки.
Здесь меня ждал еще один сюрприз. В папке “Объявления” Google хранил историю множества новостей и статей, которые я читал. Я никогда не кликал на рекламу в этих историях, но поисковой гигант зарегистрировал их, потому что на сайтах были загружены объявления, обслуживаемые Google.
В другой папке под названием “Android” Google хранил записи обо всех приложениях, которые я открывал на моем Android-смартфоне с 2015 года, а также дата и время входов. Чрезвычайно детализированные данные, не находите?
Также я загрузил свой LinkedIn-архив, который оказался размером меньше мегабайта и содержал именно то, что я ожидал там увидеть: таблицы моих контактов в LinkedIn и информацию, которую я сам добавил в свой профиль. Но это меня мало успокоило. Имейте в виду: вы не сможете развидеть то, что знает о вас интернет, когда впервые заглянете в эти архивы.