Потерять бизнес в Донецке и вложить все сбережения в свой IT-сервис. История Александра Шуленина, основателя rooky.pro

15141
5

Редактор AIN.UA поговорил с Александром Шулениным, основателем сервиса rooky.pro. Это платформа для бронирования бьюти-услуг у самозанятых мастеров. Шуленин рассказал, как принял решение основать собственный IT-сервис после потери бизнеса в Донецке, поиске инвестиций и главных ошибках.

Александр Шуленин

Идея и первые шаги

Александр Шуленин занялся IT-бизнесом после того, как потерял свой основной источник дохода. На протяжении пяти лет он развивал в Донецке компанию по дистрибуции косметики в салонах красоты. По словам предпринимателя, она была крупнейшей среди нестоличных, а ее годовой оборот составлял около $6 млн. Но затем случилась война. Шуленин предполагает, что когда он уехал из Донецка, его бизнес «национализировали». Сейчас компания работает без его участия.

Предприниматель вернулся в Запорожье — город, где он жил до этого.

«Мы ехали с женой и думали чем дальше себя занять. И идея сервиса пришла к нам случайно. Мы начали искать, что вообще существует в этом сегменте, увидели безумное количество CRM-систем, заточенных под салоны. Мы увидели возможность не входить в жесткую войну с уже существующими игроками, и при этом не уходить из этого сегмента», — вспоминает основатель rooky.pro.

Предприниматель обратил внимание на существующие подобные проекты и обнаружил сервис StyleSeat. Он отмечает, что в нем команда нашла подтверждение гипотезы о жизнеспособности продукта. «Они существуют на рынке США с 2012 года и имеют больший успех, чем любая отдельно взятая CRM или маркетплейс этого сегмента. Их бизнес-модель совпала с тем, о чем думал я», — рассказывает предприниматель. Так появилась идея сервиса rooky.pro.

На первых порах Шуленин вложил в компанию все, что ему удалось вывести из Донецка. Он говорит, что изначально эти деньги предназначались для покупки квартиры, но он решил инвестировать их в новое дело.

Предприниматель рассказывает, что в первое время совершал много ошибок, которые стоили ему времени и средств. С самого начала он сфокусировался на разработке веб-версии сервиса, отодвинув на второй план создание приложений. Теперь признает, что это был существенный просчет.

«Нужно было изначально понять, что когда мастер сидит на рабочем месте, а, наверное, даже зачастую сейчас и дома, у него десктопа нет вообще. А мобильную версию как не вылизывай — использовать ее для бизнеса, для управления своими записями, клиентской базой — неудобно», — подчеркивает Шуленин.

Основатель rooky.pro отмечает, что из-за неправильного решения проект мог провалиться еще до начала релиза, так как у предпринимателя банально заканчивались средства. В этот момент ему помогла студия, которая разрабатывала приложения, став полноправным партнером.

Наверное, мне не хватило прагматизма. Я не послушал умных людей. Они говорили, что создать продукт — это не более, чем 20% от общих затрат. Потому что на маркетинг нужно денег существенно больше.

Первый релиз

Весной 2016 года команда провела публичный релиз rooky.pro в Киеве. На презентацию были приглашены лидеры мнений индустрии, где им рассказали о проекте. Но все пошло не так, как было задумано, признается предприниматель: «Продукт был еще настолько сырой, что, возможно, не нужно было делать релиз. Мобильных приложений не было вообще, а веб-версия была напичкана багами».

Клиенты как приходили, так и уходили. После запуска мы даже искусственно пытались остановить приток мастеров в базу, потому что преимущественно получали лишь негатив.

Впрочем, Шуленин вспоминает, что этот шаг стал точкой невозврата. После этого команда поняла, что отступать некуда. «Мы начали активно обновлять веб-версию, а после запуска приложения стали интенсивно, чуть ли не каждую неделю, делать релизы с баг-фиксом». Предприниматель также не считает это решение ошибкой. По его словам, в ином случае команда могла бы сильно затянуть с релизом или вообще не выпустить ничего.

Развитие сервиса

Сейчас rooky.pro — это платформа, объединяющая клиентов со специалистами из сферы бьюти-услуг. «Мы занимаемся тем, чтобы клиент мог легко найти подходящего для его запросов мастера и записаться на конкретное время». По словам Шуленина, сервис работает только с самозанятыми специалистами, но таких — большинство: «В любом салоне Киева 70-80% — это самозанятые мастера, которые просто платят аренду».

Предприниматель рассказывает, что в 2017 году команда поняла, что без сторонних инвестиций компания не сможет выходить на новые рынки — а это было изначальной целью проекта. «Мы высылали питчдеки в массу фондов — в наши украинские фонды, так и западные. Как ожидалось, после писем ответов не было. Мы получили, наверное, из двенадцати писем только один ответ из двух слов — „не интересно“», — вспоминает Шуленин.

Предприниматель рассказывает, что важный толчок проекту дала Александра Балкова из фонда Wannabiz. Благодаря ей команда получила предложение из одного из акселераторов и главное — смогла представить проект инвесторам, что помогло найти партнера в UAngel.

Сейчас на платформе зарегистрировано 2500 мастеров. По словам Шуленина, на протяжении 4-5 месяцев происходит органичный рост базы и команде даже не нужно тратить средства на привлечение мастеров. С начала декабря 2017 года через сервис было совершено более 10000 бронирований — и этот показатель экспоненциально растет.

Планы на будущее

Сейчас команда rooky.pro активно работает над внедрением монетизации. В компании планируют зарабатывать деньги тремя способами — с помощью подписки, комиссий с привлечения клиентов и транзакций.

Главным источником дохода, по плану Шуленина, должна стать именно подписка на сервис. Но пока что команда осторожно подходит к этой идее. «Мы поняли, что пока не донесем ценность платформы, никто не будет платить за нее по SaaS-модели. Мастера 20 лет вели записи в блокноте и поменять свои привычки им будет очень сложно».

Поэтому команда решила первым делом начать брать комиссию за клиента. Особенность этого способа монетизации заключается в том, что rooky.pro будет брать плату лишь с первой встречи человека и мастера — в размере 50%. «В дальнейшем каждый клиент сможет стать постоянным на 10, 20 лет. В этом случае мы уже не будем лезть в их взаимоотношения», — говорит основатель сервиса.

Дополнительным источником дохода, по планам команды, должен стать процент с транзакций. Но Шуленин не сильно рассчитывает на этот способ монетизации: «По нашим подсчетам, чтобы это приносило нам хорошие деньги, на платформе должно проходить очень большое количество транзакций. Я не думаю, что на сегодня это может быть основополагающим каналом для нас».

Далее в планах команды — выход на зарубежные рынки. По словам предпринимателя, Украина — не совсем подходящая страна для развития бизнеса в бьюти-сфере. Даже в сравнении с Польшей здесь в разы меньше людей, которые пользуются услугами мастеров.

«Есть точные данные за 2012 год. В Германии из всех женщин, кто окрашивает волосы, 80% делают это у специалиста и всего 20% занимаются этим в домашних условиях. А вот в Украине все с точностью наоборот — всего лишь 20% делают это у специалиста, 80% делают это в домашних условиях. Я молчу уже о стоимости услуг», — комментирует предприниматель. Соответственно украинский рынок для rooky.pro — место для экспериментов и проверки гипотез.

Первая страна, куда планирует выйти компания — это Польша. Шуленин отмечает, что дальше команда будет выбирать рынки в зависимости от ситуации. Предприниматель также рассматривает возможность продажи франшизы. Недавно стартовали переговоры с заинтересованными людьми из Канады.

Шуленин признается, что пройдя этот отрезок предпринимательского пути, он переосмыслил многие вещи, которые касаются стартапов: «Я думаю, когда уже будет некий успех, я буду выступать перед более молодым поколением с посланием, что все в этом, скажем так, стартап-мире не так, как кажется». Смотря на пройденный путь, предприниматель называет своей главной ошибкой спешку — спешку в принятии решений.

Ранее AIN.UA публиковал интервью с киевлянином Евгением Буйницким, который переехал работать во Франкфурт. 

Оставить комментарий

Комментарии | 5

Поиск