Как вы пришли к Tesla, какие машины у вас были?

Model X — моя третья Tesla. Первые две были Model S, с разной емкостью батарей — сначала S60, потом S85P.

К Tesla я пришел не от автомобилей, а от мотоциклов. В моем личном парке стоял Porsche Cayenne, но драйв и эмоции дарил мотоцикл. Я гонял на Ducati — это совершенно другое ощущение динамики. Когда купил Tesla, то еще год поездил на мотоциклах и продал их.

В этой машине сошлись необходимые мне качества. Прежде всего, скорость — разгон за 2,9-3,8 секунды до 100 км/час, как у мотоцикла. Но я, помимо этого, уже хотел немного комфорта.

Tesla — гаджет для такого сценария: гоняешь как на мотоцикле, но ездишь в удобстве и защите. Идеальный баланс ощущений.

Улучшилась ли за годы владения Tesla инфраструктура для электрокаров?

За 4 года владения машиной — конечно же, да. Я косвенно отслеживаю динамику повышения популярности электромобилей в Украине. Они растут на 300% в год — в Европе всего 100%. Возможно, мы сейчас в списке мировых лидеров по этому показателю. Естественно, под это развивается инфраструктура.

Но по поводу электромобилей есть стереотипное восприятие. Базовая инфраструктура для Tesla и других электромобилей — наличие розетки на 220V. Соответственно, в Киеве миллионы подходящих розеток с заземлением и проблемы в этом нет.

Специальных зарядных устройств тоже стало больше. Они есть уже практически в каждом торговом центре. Кроме того, еще в 2015 году меня привлекала компания OKKO для проекта сети электрозаправок. Он выстрелил — сейчас их уже около 60 по всей стране. Подтягиваются и конкуренты: к примеру, WOG установил не только скоростные зарядки (с напряжением 380V), но и полноценные станции Supercharger.

Вопроса «где зарядить электромобиль» сегодня, по-моему, вообще нет.

Какой ваш сценарий пользования электромобилем?

Хочу заметить — Tesla некорректно сравнивать с другими электромобилями. Машину нужно сравнивать с соседями по классу. Например, Tesla Model S — это Porsche Panamera, Model X — BMW X6, Mercedes GLE. Это автомобили-«одноклассники», но Tesla значительно дешевле и у нее совершенно другая емкость батареи.

Я езжу по городу, где 500 км хода — это вообще не вопрос. Она, как мобильный телефон (показывает на iPhone X — прим.ред) не разряжается. Например: утром я выехал из дома, максимум набрал 150 км за день, приехал в свой ресторан на Воздвиженке, где у меня стоит зарядка — припарковался и включил чарджер. По возвращению домой тоже поставил на зарядку и с утра получил полную батарею.

Проблемы с разрядкой машины не может быть. Нужно 5 дней ездить по Киеву, не заряжая, чтобы дойти до ноля. К слову, засекать время зарядки я пытался только со своей первой Tesla.

Как купить Tesla прямо сейчас? Опишите процесс.

Все просто. Заходишь на сайт tesla.com, выбираешь модель, оплачиваешь с карты, она приезжает в европейский хаб. Дальше нужно поехать ее забрать. Либо как я — воспользоваться сервисом от Tesla Club Ukraine. У них есть услуга доставки. Когда я покупал, была еще процедура растаможивания — сейчас нет и ее.

Насколько растаможка подняла стоимость машины?

Первые две получили плюс 40% стоимости. Когда покупал Model X, остался только НДС, это 18%.

С 2018 года — нулевая ставка на все. Мои друзья повально взялись после этого покупать.

Первые две Tesla вы продали. Как дела на вторичном рынке?

Спрос очень высок. Прежде всего потому, что он выше предложения. Первый автомобиль мне обошелся приблизительно в 90 000 евро. Продал я его за 60 000 евро через полтора года. Это учитывая, что машина была после ремонта.

Вторая машина стоила 107 000 евро, а продал я ее за 84 000 евро. Ей тоже было полтора года. По сравнению с автомобилями этого класса — падение минимальное. Условные Porsche, BMW, Mercedes подешевеют на 50-60% за это время.

Насколько сложно ремонтировать машину?

Не сложнее, чем обычную. У Tesla нет официальных СТО, все нужные запчасти можно заказать в интернете — ремонтировать же можно в любом нормальном месте.

Электроавтомобиль сегодня, включая Tesla, ничем не отличается от любого другого в вопросах обслуживания или страховки. За исключением того, что у них нет двигателя внутреннего сгорания.

Вы отъездили на Tesla уже несколько зим. Насколько справедлива история про сезонное падение емкости аккумуляторов?

Я про это слышал, но по ощущениям, таких проблем не испытывал. Плюс, сегодня у нас зимы — как в Европе. Не так часто температура опускается ниже нуля. Наверное, если замерять проценты, разница заметна. Но при 500 километрах хода и работающей системе рекуперации, это мелочи.

Падение емкости — стереотип, который к Tesla отношения не имеет.

Но, наверное, погода сказывается на б/ушных Nissan Leaf с большим пробегом, которые изначально предлагали не самый большой запас хода.

Ваш худший и лучший день за рулем Tesla?

Худший был только с первой машиной. Тогда я попал в аварию, незначительно повредив корпус машины. Почувствовал себя дискомфортно — ведь в Tesla моментами не ощущаешь динамики.

Что поразило, так это работа системы безопасности. Уже через 40 секунд после столкновения мне позвонили из США, из колл-центра. Там увидели по показаниям датчиков, что произошло ДТП. Оператор учел, что не сработали подушки и спросил, нужна ли помощь? Если бы выбросились подушки, все системы бы просто выключились, чтобы машина не эксплуатировалась в аварийном режиме.

А самое кайфовое — каждый раз, когда садишься в новую Tesla. Прямо слезы на глаза накатываются. У меня такие ощущения были при каждой покупке.

В чем секрет? У вас ведь и до этого были дорогие авто.

Это другой мир.

Я даже не представляю, как пересесть на другой автомобиль.

Правда, если будут аналогичные по уровню электромобили от других брендов — возможно задумаюсь. Думаю, этот прорыв начнется с 2020 года, а пока Tesla всех обходит.

Есть какая-то уникальная фича, которая «держит» вас на Tesla?

Нет, это совокупность характеристик: динамика разгона, эргономика, идеальное управление, постоянное нахождение онлайн, минимализм в интерьере. Мне нравится, когда машина без золота, бриллиантов и всего остального.

Базовой функциональности мне тоже достаточно. Например, есть регулируемая подвеска — что актуально в Украине. Тот же автопилот я использую в пробках, очень выручает. Правда, ему для работы нужна разметка, но справляется система без проблем и нареканий.

Многие покупатели премиум-авто жалуются при переходе на Tesla на скупое оформление салона или отсутствие функций. У вас такого не было?

Такой снобский подход есть только у украинцев. Мало того, те украинцы, которые об этом говорят — пересаживаются с машин намного дороже. По схожим динамическим характеристикам и оформлению салона, машины одного с Tesla класса от BMW, Mercedes и Porsche будут стоить в 2,5-3 раза больше.

Самую дорогую Tesla Model X можно купить за 130 000 евро, в ней будет все. Такие же BMW X6 или Mercedes GLE будут стоить около 250 000 евро. Поэтому, как тут сравнивать по салону?

Tesla — самый дешевый и рациональный выбор в этом сегменте. Главное не брать подозрительные варианты из Европы и США с непонятной биографией — битые, списанные. Тогда уж лучше купить подержанный Mercedes, например.

Есть ли у вас пожелания к следующей Tesla?

Нет, пожеланий нет. Я просто жду, когда смогу купить Model 3 и Roadster, обе машины. Это потому что у меня семья большая. Когда нужно выбраться с детьми — всех можно усадить в X. При этом, в том же Cayenne мне не хватало места, приходилось ставить верхний багажник. Тут есть два багажника, все таки.

Для обычного casual-режима подойдет Model 3. Ну а Roadster просто «заряженная» — можно погонять по трассе.

Чем чаще всего пользуетесь в приложении-компаньоне для Tesla?

Обогрев и охлаждение салона — чтобы садиться с комфортом.

Вы вряд ли считаете расходы на заправку, но все же — во сколько оцениваете экономию на бензине? Есть смысл подходить к Tesla с точки зрения рационального потребления?

Конечно. Экономия в большие разы — хотя говорить я могу только крупными суммами. Например, на заправку Porsche у меня уходило порядка $300 в месяц. В год — более $3000.

Теперь ощущение, будто стоимость — ноль. Конечно, расходы заложены в общий счет за электричество. Однако в нашем доме есть геотермальная станция, поэтому все коммунальные платежи обходятся в копейки.

Плюс, нет никаких других жидкостей. Не нужно заливать масло или еще что-то подобное. Емкость одна — омыватель для стекол. Правда, раз на 100 000 рекомендовано отправлять машину на чек-ап, плановое ТО. Я такое делал перед продажей второй машины, через Tesla Club. Все обошлось в 1500 евро за доставку туда-обратно. На станции просто обновили внутренние жидкости и поменяли передние колодки.