«Amazon мне ближе и понятнее, чем Alibaba»: блиц с основателем «Розетка» Владиславом Чечеткиным

6997

9 июня крупнейшему украинскому интернет-супермаркету «Розетка» исполнилось 15 лет. Редакция AIN.UA провела блиц-интервью с основателем и совладельцем магазина Владиславом Чечеткиным, о его истории, инвесторах, работе и планах.


Как приход инвесторов повлиял на системность и работу бизнеса?

Прежде всего мы повысили стандарты корпоративного управления. Кроме того, Horizon помог нам с переговорами и заключением соглашений с западными партнерами, например, с ЕБРР. Мы также получили инвестиции для покупки склада почти на 50 000 квадратных метров и объединения с EVO.

Думаю, что сами мы бы осиливали эти задачи значительно дольше.

Кто в составе акционеров «Розетка» (часть у Horizon, часть у вас, часть у EVO после сделки). Были слухи о «секретной доле», о том, что во время ситуации с налоговой в 2012 году доля в бизнесе якобы отошла тем, кто помог с проблемой?

Никаких секретных долей в «Розетка» никогда не было: ни в 2012 году, ни сейчас.

Про инвестицию от Horizon вы говорили, что оценка шла на основе цифр «с потолка». Что поменялось при сделке с Prom?

Я доволен сделкой и тем, что благодаря Horizon мы очень многое сделали.

Планируете ли вы покупку других бизнесов, например OWOX?

Год назад мы интегрировали в «Розетка» программистов и IT-специалистов OWOX, которые раньше участвовали в разработке и поддержке нашего сайта.

Можете озвучить показатели магазина (количество заказов, товарных позиций, средний чек, маржа…)?

На сайте Rozetka зарегистрированы 17 млн пользователей, это — 69% украинцев, имеющих доступ к интернету. Количество позиций выросло до 33,5 млн позиций, а начинали мы с 1500 товаров.

В пик интенсивности, например, в Черную пятницу 2019, пользователи покупают около 30 товаров в секунду. Самой дорогой покупкой стал телевизор стоимостью 2 млн грн.

Почему вы выходите на рынок еды?

Это наш очередной эксперимент. Пока проект находится в стадии разработки, но из-за большого внимания к нашему бренду его уже широко обсуждают в прессе. Тем не менее, говорить о нем рано.

Расскажите об итогах проекта с «Жизнелюбом» (доставка продуктов для пенсионеров)?

Безусловно, это — один из самых успешных наших социальных проектов. За несколько месяцев мы отправили более 60 000 продуктовых наборов в 24 города Украины, благодаря чему одинокие люди, попадающие в группу самого высокого риска могли оставаться дома и поберечь себя.

Мы не закрываем этот проект — на сайте все еще можно «подвесить» наборы для Ба и Де. Мы аккумулируем их и отправляем соцслужбам.

У вас много вариантов доставки товаров: курьеры, партнерство с АЗС и службами доставки, почтоматы. Какие из них самые популярные? Планируете ли дальше развивать почтоматы?

Мы планируем развивать абсолютно все способы доставки, которые полезны и удобны нашим клиентам. И АЗС, и почтоматы — подходящие способы выполнить эту функцию. Наиболее популярный вариант на данный момент — магазины и доставка «Розетка», а также курьерские службы.

«Розетка» — огромный бизнес. Обычно в таких компаниях вырастают побочные продукты, которые могут стать отдельным бизнесом (как AWS у Amazon). Есть ли такие продукты у вас?

У Prom есть пример такого продукта – система документооборота «Вчасно». Сервис создали в 2016 году, чтобы сократить время, которое тратили сотрудники одного из проектов EVO — Zakupki.Prom.ua — на подготовку и отправку документов клиентам. 2 недели в месяц 12 человек отправляли 20-30 000 пакетов бумаг. Тогда в Украине не было сервиса, который бы взял на себя эту загрузку.

Сейчас всеми документами занимаются 2 человека, которые ежемесячно отправляют от 30 до 50 тыс электронных счетов и актов клиентам. «Вчасно» пользуются 170 000 компаний Украины для внутреннего и внешнего электронного документооборота. Наиболее популярные документы в сервисе — счета, акты и договоры, которые можно согласовать прямо в сервисе и обсудить с коллегами или контрагентом в комментариях.

А для ритейлеров сделали отдельный продукт «Вчасно EDI» для онлайн-обмена коммерческими сообщениями со своими поставщиками (по данным Prom).

Повлияло ли на продажи снижение лимита на беспошлинный ввоз до 100 евро? Как вы в целом оцениваете инициативы по типу «22 евро», есть ли какие-то еще недавние важные изменения в налоговом законодательстве?

Я оцениваю инициативу про 22 евро крайне негативно.

Саму проблему нужно рассматривать в комплексе. Многие товары в Украине стоят намного дороже, чем в Европе. Прежде всего из-за так называемой защиты интеллектуальной собственности. То есть, если в Украине есть бизнес, который претендует на представительство той или иной марки, то он по мнению нашего государства, имеет эксклюзивное право на ввоз этой марки в Украину. Монополия равно высокая цена, слабый ассортимент и так далее..

То есть, вы можете купить то, что хотите за границей, но ввезти в Украину — нет. Любой товар стоимостью выше лимита в 22 евро (сейчас 100 евро), попадет во внимание таможенников, которые на всех уровнях будут выяснять, имеете ли вы вообще право ввозить его в Украину.

Поэтому инициативы вроде «22 евро», которые подаются, как защита украинского бизнеса, на самом деле являются защитой монополии. И в итоге приводят нас в «потребительское гетто» — дорого, плохо и без альтернатив.

Как считаете, 22 место в Forbes у вас — справедливо? Ваше состояние выше/ниже?

Если говорить о деньгах на счету, то у меня таких сумм нет. Если говорить об оценке моего бизнеса, то я отношусь к таким рейтингам с улыбкой.

Если бы у вас была возможность продать бизнес Безосу или Ма, при прочих равных кого бы вы выбрали? И есть ли компания в мире, на которую вы ориентируетесь?

Я ориентируюсь на многие компании, и в том числе украинские. Если говорить про мое восприятие реальности, Amazon мне ближе и понятнее, чем Alibaba.

Кажется, компания есть во всех нишах, которые только можно представить. Куда вы будете двигаться дальше?

Присутствие в нишах не означает объемы продаж. Поэтому у нас еще непаханное поле по развитию бизнеса в Украине.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск