The Long Tail («длинный хвост») – устоявшийся термин, пришедший из статистики и экономики. Впервые он был использован в октябре 2004 года Крисом Андерсоном (Chris Anderson) в статье журнала Wired. В статье отмечено: для многих новых экономик характерно существенное влияние продаж специфичных, нишевых продуктов, причем, прибыль от их реализации сопоставима с выручкой от продаж бестселлеров.

Классическим примером успешной политики «длинного хвоста» является Amazon, у которого 57% от всех продаж книг составляют «не-бестселлерные» книги. Сетевой эффект заключается в большом размере продаж, приходящихся на «длинный хвост». Это явление лучше всего описывается цитатой одного из сотрудников компании: «Сегодня мы продали больше книг, которые не купили вчера, чем книг, которые и вчера покупали».

В своей книге «Длинный хвост. Новая модель ведения бизнеса» Крис Андерсон пишет, что спрос на малоизвестные продукты так ничтожен, что делает бессмысленным их производство и распространение. Но суммарная стоимость малоизвестных товаров в миллионы раз превышает стоимость хитов. А когда каждый потребитель может найти информацию о любом товаре – будущее любой индустрии связано с узкими нишевыми рынками. Такие распределения есть и в теории вероятностей, например, распределение Парето, которое изображено на графике:

longtail-2

Но как это относится к SEO? В своём исследовании «Поиск в интернете: региональные особенности» (лето 2010) Яндекс пишет:
Каждый день Яндексу задают около 100 миллионов запросов. Некоторые из них повторяются десятки и даже сотни тысяч раз в день. Несмотря на большое число повторов, часто задаваемые запросы – это весьма скромная часть всех запросов к Яндексу. Первая сотня составляет 5 % от общего числа, а первая десятка – всего 3 %. Основной поток запросов к Яндексу — уникальные, то есть такие запросы, которые в течение дня задали только один раз».

Так, например, в Москве доля уникальных запросов – 43 %! Это и есть тот длинный хвост, о котором писал Андерсон: люди ищут что-то очень редко, но при этом общее количество таких запросов очень велико.

Делаем Long tail сегмент в Google Analytics

В Google Analytics есть возможность просмотреть long tail и просто перебирая ключевые фразы. Но я хотел бы рассказать про более универсальный способ. С помощью регулярного выражения можно получать список фраз из определенного количества слов. А зачем это может понадобиться?

  1. Для поиска популярных поисковых фраз с низкой конкуренцией – как показывает практика такие фразы подобрать на этапе разработки стратегии продвижения не просто.
  2. Для аналитики. Мы можем настроить сегменты, которые позволят проводить анализ статистики сайта. Так, владельцы интернет-магазинов могут определить, по каким фразам чаще совершаются покупки – по коротким или более длинным (точным).
  3. Для доказательства потенциальным клиентам SEO-услуг с крупными тематическими проектами необходимости работать комплексно, а не по N фразам из сервисов подбора фраз.

Приведу пример – я взял популярный тематический информационный портал и провел небольшой анализ, в результате которого получил различные данные. Среди них, например, такие: за месяц из поисковых систем пользователи зашли по 21 тысячи различных запросов длиной от 5 до 8 слов (23 % от общего количества всех запросов). Это дало 16% уникальных пользователей от общего количества трафика на сайте. А теперь вопрос – многие ли SEO-студии предлагают при продвижения сайта фразы из 5-8 слов? Сейчас я просто рассмотрел количество заходов на сайт, но ведь аналогично можно анализировать достижение конкретных целей.

Итак, для того чтобы фильтровать ключевые фразы по их длине, следует использовать следующее регулярное выражение:

^[^ ]+( [^ ]+){n,m}$

Данное регулярное выражение позволит увидеть все ключевые фразы длиной от (n+1) до (m+1) слов в запросе. Например, {0,3} выведет ключевые фразы от 1 до 4 слов включительно. А {4,99} – выведет long tail запросы, длиной от 5 слов и более.

Данное регулярное выражение следует поместить в фильтр ключевых слов, как изображено на скриншоте (Источники трафика > Ключевые слова > Фильтр Ключевое слово (под списком ключевых слов)):

longtail-3

Что же касается аналитиков, которые работают согласно правилу «разделяй и властвуй», то для них будет полезна возможность создать сегмент. Этот сегмент позволит вести анализ только Long tail запросов:

longtail-4

В данном сегменте длинным хвостом я назвал поисковые фразы длиной от 5 слов. Разумеется, при большом желании можно проработать и фразы покороче.

P.S. Google Analytics – это наше всё 🙂 !

?