Торги расписками голландской Yandex N.V., которая контролирует 100% ООО “Яндекс”, начались вчера в 17.30 по киевскому времени, цена ADR подскочила сразу же до $34,64 за бумагу, то есть стоимость компании составила $11 млрд. На 20.00 бумаги “Яндекса” подросли еще до $35,55 за ADR. Таким образом капитализация компании составила $11,42 млрд, пишет “Коммерсант”.
IPO “Яндекса” прошло по верхней границе ценового диапазона. Сначала он составлял $20-22 за акцию, но накануне размещения из-за большого спроса был повышен до $24-25. Исходя из оценки $25 за ADR, вся компания оценена в $8 млрд, объем размещения составил $1,3 млрд, из них $385 млн пойдет в компанию, остальное – акционерам. На рынке будет обращаться 17,5% “Яндекса”. Первоначально банки-организаторы (Morgan Stanley, Deutsche Bank и Goldman Sachs, Piper Jaffray & Co. и Pacific Crest Securities) оценивали “Яндекс” от $6,38 млрд до $7,02 млрд. В этом случае объем размещения мог бы составить $1,04-1,15 млрд, из них от $308 млн до $338,8 млн получила бы компания, остальное – акционеры.
По данным LiveInternet.ru, в марте этого года доля “Яндекса” в поиске в рунете составила 65%, в украинской зоне – 29% (больше только у Google – 60%). До IPO основатель компании Аркадий Волож владел напрямую и косвенно 14,67% акций “Яндекса”, Илья Сегалович – 3%, Джон Бойнтон – 1,18%, фонд Baring Vostok – 22,6%, Tiger Global – 20,5%, UFG – 5,13%, Roth Advisors – 4,9%, IFC – 4,54%, Emerald Trust – 2,88%, Runet Holdings Леонида Богуславского – 2,4%, Cole Management – 2,15%, Eden Capital – 1,4%. У российского Сбербанка – “золотая акция” номинальной стоимостью 1 евро. Выручка “Яндекса” за 2010 год составила $439,7 млн, чистая прибыль – $134,3 млн.
Как следует из проспекта к IPO, основными продавцами должны были стать Tiger Global (7,48 млн бумаг), Baring Vostok (6,24 млн) и Аркадий Волож (4,05 млн). Таким образом, при стоимости $25 за ADR без вычета комиссий андеррайтеров Tiger Global мог заработать $187 млн, Baring – $156 млн, а господин Волож – $101,2 млн.
IPO “Яндекса” стало не только крупнейшим размещением среди российских интернет-компаний – больше средств привлечь удалось лишь Google, объем размещения которой в 2004 году составил $1,67 млрд (вчера капитализация компании на NASDAQ – $130,3 млрд). На прошлой неделе состоялось IPO американской социальной сети LinkedIn, в первый же день торгов ее капитализация взлетела в 2 раза, примерно до $9 млрд (при этом компания привлекла меньше “Яндекса” – менее $900 млн), во вторник акции сети подешевели на 5%.
Закончились вчерашние торги “Яндекса” на отметке в $38,84 за акцию. Таким образом за день компания подорожала более чем на 55%.