«Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь»
Ф. Ницше
Между любовью и успешным бизнесом очень много общего, поэтому я не зря процитировал эту фразу в начале своего рассказа. Если перевести слова классика в область деловой жизни, то есть два пути создания компании-лидера в своей нише:
- Сразу сдаться
- Полюбить свое дело до кончиков ногтей и отдаться ему сполна
Как вы поняли, речь пойдет о втором пути.
По статистике нашей компании, 8 из 10 Интернет-магазинов электроники прекратили свое существование в 2011 году. Причиной тому послужили определенные сложности, с которыми столкнулись владельцы – как с ситуацией на внутреннем рынке страны, так и с представлением о том, как должен развиваться их бизнес.
Мы можем бесконечно долго разбирать по частицам отдельные Интернет-площадки в поисках причин и взаимосвязей их гибели. Мы также можем бесконечно долго уповать на нашу власть и сетовать на отсутствие законодательной базы в Украине. Но мне кажется, что все эти факторы относятся к тем, на которые мы вряд ли сможем повлиять (разумеется, если среди нас нет сыновей и зятьев представителей высшего эшелона). Поэтому я предлагаю оставить вопросы внешнего влияния на онлайн-бизнес и затронуть те ключевые аспекты, без которых невозможно развитие ни одного бизнеса, будь он основан в оffline или же online среде – или даже за пределами Украины.
Мы можем задать себе тысячу вопросов:
- ПОЧЕМУ НА ПОЖАРНОМ ЩИТЕ ВЕДРО КОНИЧЕСКОЕ?
- ПОЧЕМУ “КУБИГИ МАГГИ” НАЗЫВАЮТ КУБИКАМИ, А НА САМОМ ДЕЛЕ ОНИ – ПАРЕЛЛЕЛЕПИПЕДЫ?
- ПОЧЕМУ ДЕВУШКИ ХОДЯТ В ТУАЛЕТ ПАРАМИ?
- ПОЧЕМУ ГУРЧЕНКО НЕ ОБЩАЛАСЬ С ДОЧЕРЬЮ?
И т.д.
Но самый главный вопрос, который должен задать себе каждый владелец Интернет-бизнеса: ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ БЫТЬ В ИНТЕРНЕТЕ №1?
Я не претендую на стопроцентную достоверность своих изложений и никому не собираюсь навязывать свою точку зрения. Но 8-летний опыт работы в Интернет-маркетинге и общение с множеством владельцев и не только Интернет-магазинов, считаю, дает мне право на то, чтобы поделиться этим опытом. Итак, что же важно, чтобы быть лидером?
1. Скорость принятия решений
В начале этой части я бы хотел рассказать вам, как произошло мое знакомство с владельцем «Розетки» Владиславом Чечеткиным.
Первая встреча случилась в Харькове на нашем первом семинаре: мы просто обменялись визитками и перекинулись несколькими десятками слов. На этом наше общение приостановилось на 2 года. В 2008 году на одной из конференций мы с Владиславом встретились снова. Практически дословно он произнес: «Я устал, возьмите меня к себе».
Уже спустя считанные секунды мы обсудили стоимость и пожали руки в знак успешного сотрудничества.
Нужно отдать должное Владиславу: до сих пор многие решения мы принимаем в старом режиме. Так называемая гибкость важна для любого бизнеса, для бизнеса в сети онлайн она критична. Следует отметить, что бизнесу в Интернет в Украине не более 10 лет, и тому, как нужно его развивать и строить, мы продолжаем учиться, нередко допуская досадные ошибки. Кто вправе говорить, как правильно строить продажи Интернет-магазину с уникальным позиционированием? Мало кто готов взять на себя такую ношу ответственности.
Сплошь и рядом приходится наблюдать, как крупные оффлайновые игроки пытаются зайти в онлайн-бизнес с теми же процессами, которые годами они отстраивали на рынке ритейла.
Фиксированные годовые бюджеты на маркетинг, бесконечные уровни утверждения стратегии продвижения, привязка к внутренним неадаптированным показателям эффективности продаж – это лишь немногие примеры тех старых привычек, которые крупные игроки пытаются калькой применить в online-среде. Такой подход не только тормозит их развитие, но зачастую ведет этих игроков неизведанными тропами в пропасть. Многие изменения сайта и корректировки медиа-планов просто погибают в кабинетах руководителей, потеряв свою актуальность.
2. Вовлеченность владельца бизнеса
Еще одна причина, почему «Rozetka.ua» является тем, что мы привыкли видеть в последнее время. Ни одна компания, занимающаяся Интернет-маркетингом, не способна продать остатки товара на складе, спланировать рекламную кампанию в сети Интернет на основе договоренностей с поставщиком, понимать до конца все цифры по загрузке call-центра, все тонкости ценообразования и закупки товара Интернет-магазина.
Вспомним личный пример Стива Джобса, мимо которого даже муха пролететь не могла без согласования. Я не призываю всех быть такими, как Стив, но хочу еще раз сказать тем владельцам магазинов, которые считают, что подрядчик готов взять на себя всю эту ношу и обеспечить успех их детищу: такое мнение совершенно ошибочно и чревато гибелью компании. Даже если подрядчик «готов» пойти на такой шаг и взять на себя ответственность за все показатели, реалии рынка таковы, что у него просто нет полномочий влиять на них, ведь многие из этих показателей относятся к компетенции управленцев бизнеса.
Какой из этого мы можем сделать вывод? Изучайте основы Интернет-маркетинга, следите за ключевыми показателями, растите внутри компании специалиста, который сможет работать в связке с подрядчиком, если вы уж на это решились. Только в паре можно получить максимальный эффект.
Высокий уровень контроля и знания всех показателей Интернет-магазина для владельца так же важен, как и контроль финансового состояния компании. Это величины одного порядка.
Стоит еще раз отдать должное Владиславу, который долго занимался продвижением магазина самостоятельно, благодаря чему мы учились и продолжаем учиться друг у друга.
3. Worse is better (хуже значит лучше)
Не старайтесь стать супермаркетом всей электроники в первые дни запуска вашего магазина. Сайт Rozetka.ua никогда прежде не был тем, чем мы видим его сегодня. Сосредоточившись на узком, но достаточном для принятия решения спектре товаров потребителя, вы сохраняете шансы не попасть в ловушку отсутствия товара на складе, плохой консультации по телефону, скорости доставки и пр. Попробуйте откатать процессы на небольшой выборке товаров; только после того, как вы сможете четко отдавать себе отчет в том, как именно позиционирует себя Интернет-магазин, принимайте решение о расширении товарного ряда вашего магазина.
Вспомним два танка времен Второй Мировой – Т34 и «Тигр». Следует заметить, что Т34 до сих пор считается лучшим танком 20-го века. Почему? Он небольшой, маневренный, на его производство не нужно много времени и материалов.
Для того чтобы понять, работает ваша гипотеза или нет, не обязательно изобретать станцию «Союз». Мне часто задают вопрос: «Какой движок магазина лучше?». Ответ прост: «Тот, который удовлетворяет всем вашим требования». Ни один движок за сотни тысяч долларов не построит вам бизнес.
История Rozetka.ua – старт с простого продукта и огромный passion to do the best site – вот что на самом деле важно!
Все мы считаем, что продукт должен быть «крут» технически, но не всегда это так, даже для продукции Apple. То, что думает о вас клиент – важно!
Огромный слон без обучения не может двигаться быстро. Отдайте себе отчет в том, что вы строите. На рынке ритейла быстро побежать крайне сложно.
Возможно, кто-то возразит, вспомнив победу Google над Yahoo, но в этой истории была технология. И если ваш Интернет-магазин не доставляет товар с помощью телепортации, то переместить этого слона можно лишь по частям.
4. Позиционирование
Нам известны 5 конкурентных преимуществ, в которых можно описать любую компанию:
- Цена
- Товар
- Услуга
- Доступ
- Эмоции
Подумайте, на какой платформе вы будете строить свой бизнес. Важно понимать, что нельзя быть одновременно самым быстрым в доставке и самым дешевым. Ровно как нельзя предоставлять качественные услуги по гарантийному сервису бесплатно.
«Розетка» работает в поле доступа. Это означает следующее: быстрая доставка, удобное оформление товара, полные консультации по телефону, быстрый ответ call-центра, соответствие цены и наличия товара на складе. Я уверен, найдется много критиков, которые захотят со мной поспорить, поэтому я подкреплю свои слова небольшим опросом, который мы провели в городе Харькове:
В опросе участвовали – 39 респондентов. Из них покупали в Интернет-магазине – 19. Упоминания: 11 – Rozetka; 3 – Fotomag; 3 – Mobilluck; 2 – 5ok.
Хочется еще раз обратить внимание читателей на тот факт, что важно не то, что каждый в отдельности думает о магазине, а то, что думает большинство.
Для тех, кто хочет глубже изучить вопрос скорости обработки заявок потенциальных клиентов, приведу ссылку на исследование издательства «Harvard Business Review».
5. Начните с offline
Причина гибели многих Интернет-магазинов кроется не в том, что нет возможности привести потенциальных посетителей, а в построении процесса работы offline.
С помощью инструментов контекстной рекламы, поискового продвижения и других активностей пусть не вы, не первый подрядчик по продвижению, но все же можно справиться с минимальной задачей. Не всегда это будет оптимальный вариант по стоимости привлечения и объему, но с целью привлечения клиента на сайт Интернет-магазина вы рано или поздно справитесь.
Но что будет после того, как вы приведете пользователя? Сможете ли вы обеспечить сервис на другой стороне? По ту сторону экрана монитора? Вот тут возникает самая большая сложность! Именно за счет работы offline по большей части формируется лояльность пользователя к магазину, возникает желание обратиться снова. Долго ли вы сможете покупать клиентов из поиска без возврата? Вряд ли!
У «Розетки» порядка 85% пользователей – это постоянная аудитория. Подумайте, что вы сделали для того, чтобы ваши клиенты возвращались к вам.
6. Думайте о долгосрочном результате
Если мы посмотрим на плоскости показателей COCA и LTV, то увидим, что обеспечить успех магазина и ТУ САМУЮ ПРИБЫЛЬ в долгосрочной перспективе можно лишь за счет сервиса, продукта и собственной базы знаний.
Сегодняшние реалии рынка E-commerce в Украине – это практически стопроцентное фокусирование владельцев на поисковой оптимизации и контекстной рекламе, а также недостаточное внимание к тем факторам, которые формируют лояльность потребителя и строят бренд! Подумайте, долго ли протянет ваш Интернет-магазин?
Даже UX и директ-маркетинг, которые находятся в плоскостях жизненного цикла клиента, не так сильно влияют на лояльность клиента к бизнесу в целом!
Почему? Юзабилити-тестирование и услуги директ-маркетинга зачастую заказывают в сторонних компаниях, а значит, любой желающий способен повторить успех друга и ближайшего конкурента.
Вывод напрашивается один: на рынке E-commerce вы можете конкурировать только в областях собственных знаний и возможностей.
Некоторые факты
- Сила влияния социального мнения на успех компании в сети Интернет: 91% американцев регулярно или время от времени спрашивает совета знакомых о продукте или услуге (BIGresearch).
- Пользователи социальных сетей более чем в три раза сильнее доверяют совету своих друзей, нежели рекламе (Jupiter Research, Март 2007).
- 84% маркетологов согласны, что к 2020 году работа с доверием пользователей будет основной целью маркетинга (1to1 Media, Апрель 2008).
- 59% респондентов ритейл-рынка UK подтвердили, что покупки, сгенерированные лояльными пользователями, значительно лучше SEO (eMarketer, 2007).
- 26% результатов поиска ведут на контент, сгенерированный пользователями.
Так на чем же сосредоточить нам фокус?
- Клиент в центре внимания
- Менеджмент клиента в разрезе пользовательского опыта
- Негативный опыт пользователя = большие убытки
- «Глас народа» приобретает решающее значение
Чем больше мы знаем своего пользователя, тем больше у нас знаний о его предпочтениях, тем успешней история нашего взаимодействия и продаж!
И напоследок – за что еще я люблю «Розетку»
За последние 5 лет на рынке США более 90% рабочих мест создано в области IT-индустрии. Нам трудно похвастаться даже показателями 3-5%, но «Розетка», несомненно, дает рабочие места более чем 500 сотрудникам по всей Украине.
Для всех, кто работает в области Интернет-маркетинга, «Розетка» – это в первую очередь:
- Развитие рынка электронной коммерции в Украине (логистика, call-центры, складские системы)
- Развитие Интернет-маркетинга и уникальный опыт применения инструментов
Я не призываю всех любить этот магазин, как люблю его я, но уважать «Розетку» думаю, стоит.
(с) фото – ИМУ