Целью данной статьи я не ставлю открытие Америки или изобретение велосипеда, думаю, она скорее послужит своего рода актуализатором возможных проблем неискушенных в юриспруденции команд стартап-проектов.
Так сложилось, что большинство стартап-ивентов в большинстве своем направлены на освещение вопросов генерации идей, их оптимизации, монетизации, рекламы и т.п. Краш-тесты проверяют на прочность идеи и способы их реализации. На каком же этапе стартапу нужно задуматься над формированием правового фундамента своей идеи и нужно ли это вообще. В программах мероприятий последнее время встречаются доклады юристов, освещающие те или иные вопросы. Но такие выступления носят фрагментарный характер и, к сожалению, ж в подавляющем большинстве носят сугубо рекламный характер. Данной публикацией я планирую начать серию статей, которая методически и последовательно будет рассказывать о юридических аспектах жизни стартап-проекта.
Идея создания своего рода правового FAQ для стартапера возникла вследствие накопления практических решений тех или иных проблем, с которыми столкнулись в свое время молодые команды. Я сталкивался с прекрасными идеями, на которые люди тратили свои время и деньги, свой творческий потенциал, но которые нереализуемы в принципе с юридической точки зрения. Убежден, что правовой FAQ необходим, дабы не плодить грабли, коих и так предостаточно на пути стартап-начинаний.
В рамках данной статьи опишу наиболее частый юридический вопрос, который возникает у команд – регистрировать ли юридическое лицо, если регистрировать, то на каком этапе.
В своих рекомендациях я всегда придерживаюсь принципа, что всякое телодвижение должно быть направлено на достижение конкретных результатов. Основными целями регистрации в контексте стартапа как правило есть:
- урегулирование налоговых вопросов – актуально на этапе начала монетизации проекта;
- урегулирование вопроса распределения имущественных прав на продукт – актуально на этапе создания нематериальных активов (программный код, дизайнерские решения и т.п.)
- урегулирование вопроса взаимоотношений с инвестором – актуально на этапе привлечения стороннего финансирования проекта – соответственно.
Актуализировать проблематику каждой из приведенных выше целей естественно необходимо индивидуально. В рамках статьи я приведу лишь несколько общих вопросов, сформулировать ответы на которые будет полезно стартап-команде.
Итак, вопросы:
- размер предполагаемого дохода (прибыли), основной источник дохода (прибыли), (территориально – Украина, Россия, Европа, США), способ поступления финансовых ресурсов (безналичный, электронные деньги), варианты монетизации (продажи, роялти) и т.п.
- как организован в команде процесс фиксации и передачи имущественных прав на продукт (нематериальный актив), из каких объектов авторского права в большей части состоит ваш продукт (код, фото, видео, дизайнерские решения), не нарушают ли эти объекты прав третьих лиц, есть ли части продукта, созданные сторонними людьми, которые не участвуют в проекте на данном этапе (друг, сосед, фрилансер), есть ли зарегистрированный товарный знак (планируется ли), на кого зарегистрирован, нет ли конфликтов с названиями товарного знака и т.п.
- обязательным ли этапом будет привлечение инвестора, размер предполагаемых инвестиций, Какого инвестора предполагается привлечь (инкубатор, ангел, венчурные фонды), размер предполагаемой доли инвестора и т.п.
При этом крайне желательно комплексно подходить к вопросу выбора времени и формы регистрации, заранее определиться с целями и этапами развития. Потому как даже адекватное и логичное решение двух из трех вопросов может создать проблемы при решении третьего. Наглядней проиллюстрирую на следующем примере.
Одна команда успешно прошла часть стартап-пути – придумала идею, сформировала команду, создала прототип продукта, по совету юристов зарегистрировала общество с ограниченной ответственностью и аккумулировала права на продукт там. Данный стартпап привлек внимание инвестора и после согласования всех критических моментов – размера инвестирования и доли инвестора – стал вопрос «входа» инвестора в бизнес. Инвестор готов вложить $50 000 за 20% доли в бизнесе. Как реализовать это юридически грамотно?! Напомню, у команды права оформлены на ООО с уставным капиталом 1 000 грн. Если инвестор внесет $50 000 в уставной фонд ООО, то для того, чтобы сохранить баланс 20% и 80% команде необходимо будет внести $250 000. Вариант выкупить инвестором 20% также не подходит, потому как придется заплатить подоходный налог – 15% от суммы. Я также молчу о том, чтобы закрепить специфические условия инвестора (например, право первого выкупа) в рамках уже готовой ООО. Вот и пришлось призывать на мощь островное государство Кипр со своей правовой системой, что возможно не самый худший вариант, но все же он увеличивает цену обслуживания схемы работы.
В следующей статье я постараюсь доходчиво осветить тему «правовой» культуры обращения с объектами интеллектуальной собственности для начинающих и уже зрелых стартаперов. Отвечу на вопрос о способах защиты результатов интеллектуальной деятельности, подводных камнях их фиксации и передачи.