Сегодня основным двигателем почтовой логистики эксперты называют развитие рынка e-commerce, который ежегодно растет в среднем на 30%. Отсюда проистекает стремительный рост сегмента В2С, который сильно обгоняет В2В в разрезе доставки. Об этих и других тенденциях на рынке логистики рассказывается в исследовании Украинской ассоциации директ маркетинга (УАДМ).
На фоне усиливающейся конкуренции игроки будут ориентироваться на В2С, развивать схему наложенных платежей и региональных сетей. В конкурентную борьбу включился национальный оператор “Укрпочта”, который сегодня активно проводит реформирование своей структуры. Снижение цен и другие изменения, которые будут внедрять на законодательном уровне, могут позитивно отразиться не только на работе “Укрпочты”, но также коммерческих компаний.
УАДМ совместно с консалтинговой компанией НСБК «Украинский прорыв» представили результаты независимого исследования рынка почтовой логистики в Украине, целью которого было определение его объема и структуры, лидеров и направлений развития в будущем.
В пресс-конференции, которая состоялась в пресс-центре УНИАН, приняли участие представители основных компаний-игроков этого рынка – Укрпочты, «Новой почты», Росан/Міст-експрес, Укркурьера, Postman.
Как растет рынок почтовой логистики в Украине
Согласно результатам исследования, рынок почтовой логистики в 2011 году в денежном выражении вырос на 12,3% (2 447 млн. грн.), хотя в 2010 его рост составил 30% – то есть имеет место некоторое замедление. В целом, темпы роста отрасли значительно превышают темпы роста ВВП в Украине, и эксперты утверждают, что данная тенденция характерна для 2012 года и будет сохраняться в 2013 году.
В натуральном выражении сегмент посылочных отправлений в 2011 году вырос на 14,2%, сегмент письменной корреспонденции – на 12,7%. Следует отметить, что услуги по пересылке писем и посылок постепенно теряют свое социальное направление и становятся ключевым фактором «новой» экономики – электронной и каталожной торговли, телешоппинга. Стремительно сокращается доля отправлений для С2С, вместе с тем активно растет доля в сегментах В2В и В2С. Так, сравнительно с 2010 годом, в 2011 году сегмент письменной корреспонденции для В2В вырос на 13,08%, для В2С – на 11,9% (в денежном выражении). Наиболее интенсивный рост показал сегмент посылочных отправлений для В2С – примерно 27%. Основным двигателем здесь эксперты называют интернет-торговлю.
Александр Лисовец, директор по развитию «Новая почта»: Развитие этого рынка, прежде всего, опирается на рост онлайн-продаж. С ростом интернет-проникновения в мелких городах будет разворачиваться сегмент e-commerce , поэтому мы стремимся выходить в маленькие населенные пункты. В наших ближайших планах открыть отделение как минимум в каждом районном центре.
В 2013 году основной рост рынка почтовых отправлений ожидается в сегменте В2С – порядка 10-15% в год. Ожидается, что объем логистики для интернет-торговли увеличится примерно на 20% в натуральном выражении. Сегменту каталожной продукции прогнозируют рост на 10%, компаниям прямых продаж – 10-15%. В сегменте В2В рост вряд ли превысит показатель 5% в натуральном выражении.
За счет e-commerce, а также каталожной продукции и прямых продаж растет доля наложенных платежей в сегменте посылочных отправлений для В2С. В среднем она составляет 1,5-2%. Необходимость внедрения наложенных платежей также расценивается как основной сдерживающий фактор для выхода логистических компаний, которые традиционно работали в В2В, в сегмент В2С. Ряд компаний стали предлагать эту услугу неофициально.
Павел Богданов, заместитель генерального директора «Укрпочта»: Основными сдерживающими факторами развития интернет-торговли остаются недоверие потребителя и неумение пользоваться современными технологиями оплаты. Наложенный платеж позволяет человеку заплатить за товар уже после его получения, что позволяет нивелировать вышеуказанные предубеждения. На прошлой неделе «Укрпочта» подписала межправительственное соглашение с Почтой России о наложенном платеже. Это даст положительную динамику обмена посылками между двумя странами и позитивно скажется на развитии рынка.
Среди основных факторов, которые будут оказывать влияние на сегмент В2С в ближайшие 5 лет, эксперты назвали проникновение широкополосного интернета, уровень дохода домохозяйств, численность населения. На сегмент В2В, в свою очередь, будут влиять рост деловой активности, рост цен на ГСМ, а также стабильность курса национальной валюты.
Конкурентная борьба будет усиливаться
Сегодня рынок представлен национальным оператором «Укрпочта» и более чем 120 частными компаниями. Доля «Укрпочты» за последние два года сократилась, хотя объемы доставок увеличились. Такой перекос эксперты объясняют, прежде всего, тем, что национальный оператор пока не успевает за развитием рынка. К тому же новые заказчики требуют более гибкой ценовой политики, которые «Укрпочта» не может предложить из-за ограничений, накладываемых государством.
Павел Богданов: Хочу поделиться хорошей новостью от «Укрпочты» как для участников рынка, так и для наших клиентов. Мы пересматриваем систему ценообразования в сторону понижения стоимости услуг. В Новом году изменения вступят в силу.
Доля «Укрпочты» в 2011 году составила 47,9% (49,46% в 2010 году) в денежном выражении. В лидерах после национального оператора остается «Новая почта», доля которой выросла с 2010 года на 0,64%, составив 9,3% в 2011 году. Продолжает увеличивать объемы компания «Мост-Экспресс» – в 2011 году она занимала 5,3% рынка почтовой логистики Украины в денежном выражении. Доли других операторов в 2011 году распределились следующим образом: “Ночной экспресс” – 3,6%, “Автолюкс” – 3,4%, “Укркурьер” – 2,44%, САТ – 2,4%, “Ин-Тайм” и “Евро Экспресс” – по 1,7%, TNT – 1,5%, ДПД “Украина” – 08%. Оставшиеся 20,1% рынка делят между собой мелкие игроки.
Ярослав Пелых, эксперт НСБК «Украинский прорыв»: Залогом успеха компании на рынке почтовой логистики является четкое определение ее специализации. Так «Новая почта» специализируется на доставке «склад-склад», и продолжает расти, отбирая долю у таких компаний, как Автолюкс и САТ, которые не могут до конца определиться с сегментом. В свою очередь «Мост-Экспресс», которая специализируется на курьерской доставке, отбирает долю у «Новой почты» в сегменте доставки «дверь-дверь».
Схема доставки «склад-склад» сохраняет популярность в Украине в виду того, что она является наименее материально затратной. Этот сегмент составил 67% всех доставок в 2011 году. Как отмечается в исследовании, в сегменте компаний, которые занимаются перевозками и предлагают услугу «склад-склад», наметилось четкое разграничение.
Вместе с тем, эксперты ожидают, что в 2013 году, в случае ухудшения экономических показателей, компании, которые традиционно работали для В2В, начнут стремиться в В2С, поскольку динамика развития сегмента «бизнес – клиенту» значительно превышает темпы роста «бизнес для бизнеса».
Ирина Холод, директор по маркетингу «Новая почта»: Мы ориентируемся на рынок посылочных отправлений весом до 30 кг. Грузы в нашем портфеле остаются только для корпоративных клиентов. Базовым клиентом «Новой почты» остается классический В2В рынок, и здесь мы будем стараться сохранять свою долю. Однако, прежде всего, мы растем за счет развития интернет-торговли. Так, если в 2011 году доля доставок нашей компании в отрасли e-commerce составляла примерно 40%, то в 2012 она выросла до 60%.
E-commerce как двигатель логистики
Рынок интернет-торговли в Украине растет в среднем на 30% в год. Ожидается, что столь позитивная динамика будет сохраняться в ближайшие годы, поскольку, по оценке экспертов, данный сегмент в Украине все еще не насыщен. Индикатором развития электронной торговли является доля дистанционных продаж от всех внутренних продаж в стране. И если на сегодняшний день в Украине она составляет порядка 2-3%, включая каталожную продукцию, телемагазины и другие типы дистанционных продаж, то в Германии этот показатель уже достиг 15%.
Валентин Калашник, президент Украинской ассоциации директ маркетинга: Маркетологи называют это глобальным трендом «коконизации» – сегодня люди могут неделями не выходить из дома – все необходимое им привезут. Нужно учитывать данный тренд, потому что экономика движется в эту сторону.
Основными сдерживающими факторами роста дистанционных продаж, а вместе с ними и почтовой логистики в Украине остаются низкий уровень доверия конечных потребителей. Также, по мнению экспертов, развитие сегмента во многом тормозит государство. Многие компании предпочитают работать в тени, поскольку из-за несовершенства законодательной базы в процессах интернет-торговли возникает ряд коллизий.
Дмитрий Беляков, начальник отдела продаж и обслуживания клиентов дистанционной торговли Росан/Міст-Експрес: Как определить, когда настает момент обязательства интернет-магазина по НДС – при отгрузке или совершении покупки товара? Кто должен выдавать кассовые чеки, оформлять гарантийные талоны – магазин или курьер? Нет нужды конкурировать на этом рынке, он настолько емкий, что места в нем хватит всем. Лучше совместно помогать ему развиваться, на нормальном законодательном уровне.
Курьерская доставка как двигатель интернет-торговли
Рынок почтовой логистики растет динамично, новые заказчики требуют более индивидуального подхода в обслуживании. Особые требования предъявляют операторы рынка e-commerce, поскольку качество курьерской доставки во многом определяет их рейтинг в глазах потребителей.
Дмитрий Беляков: Сегодня люди на 90% оценивают уровень интернет-магазина по тому, как быстро им доставили домой заказ. Не по хорошим гарантийным условиям, не по свойствам приобретенного товара, ценам или параметрам сайта, а именно по качеству курьерской работы.
Развитие дистанционной торговли – это прелюдия к революции в розничной торговле, мощный двигатель национальной экономики. Интернет – это столп, на котором все стоит. А логистика позволяет донести решения из интернета до конечного потребителя.