kstr2В прошлом году около 18 тыс. проектов успешно вышли на Kickstarter – самую популярную краудфандинговую платформу мира. С миру по нитке удалось собрать в общей сложности почти $320 млн, при этом 17 проектам удалось привлечь более $1 млн каждому. Но украинских команд там освежающе мало, их не наберется и десятка.

Это объясняется довольно просто – во-первых, чтобы выйти на Kickstarter, украинскому проекту нужно найти посредника, ведь платежи перечисляются только резидентам США. Во-вторых – многие украинские стартапы развивают не те продукты, которые можно сюда выводить (о требованиях к проектам подробнее будет рассказано ниже). В-третьих, маркетинг и продвижение – не самая сильная сторона украинских команд, и в то же время, именно от этого зависит успех на Kickstarter.

Но уже в этом году все может измениться. По словам Дениса Довгополого, управляющего партнера BVU Group, не менее 10 украинских проектов будут искать здесь деньги – от $50 до $100 тыс. Редакция AIN.UA решила выяснить, в каком случае украинскому проекту стоит подаваться на Kickstarter, на что обращать внимание при подготовке. 

 Каким проектам стоит подаваться?

Теоретически, на Kickstarter можно выносить любой проект, ориентированный на потребителей, считает Денис Довгополый. Согласно требованиям самого проекта, это должен быть проект с понятной целью (например, съемка фильма или производство гаджета), подходить под одну из продуктовых категорий. Для техно-стартапов есть разделы “Игры”, “Технологии”. Кстати, сам проект Kickstarter не смог бы выйти на Kickstarter за деньгами:), поскольку для технологических проектов ограничения жесткие (нельзя подавать сайты по электронной коммерции, социальным медиа, веб-бизнесу). Это связано с тем, что поданные проекты должны иметь дату выхода, не требуя постоянной доработки и апгрейда. Не стоит забывать, что основная мотивация тех, кто скидывается деньгами на проекты: получить продукт со скидкой после его выхода. Приветствуется разработка, в частности – open source, интересные девайсы вроде 3D-принтеров или домашних роботов. Пример команды, которая пришла к успеху – интернет-сервис MapKnitter, который создает карту со снимками с воздуха на основании данных с камер на воздушных шарах. Эти снимки уже есть в Google Earth. Кстати, для проектов, связанных с гаджетами, обязателен показ работающего прототипа.

“Люди, которые слышали о Kickstarter “краем уха”, часто считают, что оттуда выходят гаджеты вроде часов Pebble или приставки OUYA. На самом деле его создали, в первую очередь для проектов из сферы искусства – фильмов, музыки, дизайнерской мебели или одежды. Так получилось, что технологические проекты и компьютерные игры собирают больше всего денег”, – рассказывает Ярослав Ажнюк, CEO Petcube – проекта по производству робота для домашних животных. Petcube планирует выйти на Kickstarter этой весной, но готовится еще с прошлого года. Игры на Kickstarter и правда любят: так в июне прошлого года команда из Белоруссии собрала на свой проект “Легенды Эйзенвальда” $83 тыс. из запланированных $50 тыс.

На Kickstarter могут выходить, к примеру, проекты, которым нужна не очень значительная сумма инвестиций ($10-50 тыс.). К примеру, в прошлом году винничанин Сергей Хващук получил на свой проект EternalCase (защитные кейсы для флешек) около $25 тыс., хотя изначально просил всего $5 тыс.

Надо учитывать, что Kickstarter, кроме потенциальных инвестиций, может быть полезен еще тем проектам, которые хотят проверить реальный спрос на продукт. “Успех на Kickstarter ‘е показывает не инвестиционную привлекательность стартапа, а потенциальный  платежеспособный спрос, который продукт может сгенерировать. А это уже заявка на успех в области монетизации. Вот как раз такие проекты и ищут инвесторы”, – говорит Довгополый.

Зачем нужен посредник

Чтобы попасть на Kickstarter, нужно быть резидентом США в связи с требованиями Amazon Payments. Так что проекту из Украины, чтобы выйти Kickstarter, понадобится посредник: фирма, на счет которой будут собираться средства, которая заплатит США налог со своей комиссии и которая будет юридически отвечать перед лицами, давшими средства на проект, в случае, если проект провалится. В том числе – в суде. “Kickstarter –  это не просто место, где вам дают деньги и ничего от вас не хотят. Вам дают деньги на реализацию вашего проекта, а вы за это высылаете ваш товар со скидкой. Т.е. в моей ситуации посредник должен был отправить мне $25 тыс., и при этом на нем остаются обязательства перед 622 пожертвовавшими эти деньги. Если вы не выполните свою часть работы – на посредника подадут в суд”, – рассказывает Сергей Хващук. Сергею помогла компания, с которой он сотрудничал до этого по основной работе. “Они знают что я их не подведу и, если что, их потери будут перекрыты за счет моего основного бизнеса. Деньги за проект я получил на свой счет СПД, затем перевел их производителю и теперь жду поставки от него. Вся схема легальна”, – говорит он.

Главное при поиске посредника – уже иметь готовый прототип. Компаний, которые бы системно предлагали услуги посредничества проектам из Украины, пока нет, но это только потому, что сам Kickstarter стал известен в Уанете только в прошлом году. В Рунете, к примеру, уже появляются такие посредники, как Kickconsult.com. Но стоит учитывать, что списка успешно выведенных проектов у них на сайте еще нет.

Так что сейчас украинские команды ищут посредников самостоятельно, через родственников или знакомых.

 Подготовка презентации и видео

Сначала лучше проанализировать, как представлялись на Kickstarter похожие проекты и что им в результате удалось собрать. Это важная часть работы – ведь здесь проект получает или все, или ничего. Случалось, когда проекту до цели в $50 тыс. не хватало нескольких десятков долларов, и он уходил ни с чем.

“Если у вас проект, где на выходе физический объект – придется показать чертежи, планы производства и прототип – хотя бы в каком-то виде”, – предупреждает Ярослав Ажнюк. Подготовкой презентации Petcube занимается один из трех партнеров проекта – Андрей Клен (видео, логотип, оформление презентации, дизайн продукта). Первое видео для Kickstarter команда сделала за пару дней, но потом решила, что для настоящей подачи над видео нужно еще поработать. В финальном видео Petcube хочет показать продукт, уже готовый к серийному производству.

Однозначной оценки того, сколько стоит подготовка презентации, нет. Это может быть как аматорская съемка на телефон, так и клип, сделанный в студии. Публика на Kickstarter привычна к аматорским презентациям. Цены производства могут быть разные: можно сделать клип за $300, а можно за $10  за секунду. “Время и увлеченность идеей – это основные ресурсы. Со многими вещами нам помогали друзья, которых увлекла идея проекта. Классная идея плюс классная подача помогают сильно сэкономить”, – рассказывают в Petcube. Вот так выглядит их первая версия видео для Kickstarter:

Цена, в общем-то, зависит от цели, говорит Сергей Хващук: “$50 тыс. можно собрать с самым простым видео, а если вам нужно от $100 тыс., то лучше делать профессиональную презентацию”. Самому Сергею нужно было немного денег, поэтому презентацию делал сам: снимал на фотоаппарат, разобрался в видеомонтаже, сам писал тексты и снимался. Главное в видео – показать товар лицом, если возможно, показать его производство, видео должно быть живым и динамичным. И коротким – не более 3 минут. Так, в видео об EternalCase достаточно живости добавляют тесты на прочность чехлов для флешек в стиральной машине, в раскаленной духовке и т.д.:

Несколько советов:

  •  Лучше, если в проекте есть эмоциональная составляющая. Это позволит привлечь больше людей, именно поэтому развлекательные проекты чаще успешны.
  • Успешному предпринимателю на Kickstarter поверят быстрее. Если предприниматель уже вывел один проект, следующий получит средства с большей долей вероятности.
  • Нужно хорошо подготовить промо-кампанию, продумать PR вне Kickstarter. Это позволит подтянуть туда уже имеющуюся лояльную аудиторию проекта, которая сама по себе не является посетителями Kickstarter ‘а.
  • Перед подготовкой презентации стоит изучить удачные и неудачные выходы похожих продуктов, их презентации.
  • Лучше не тратить много денег на подготовку презентации, если нужна незначительная сумма – на Kickstarter привыкли к аматорским презентациям. При подготовке стоит учитывать, что в видео должен присутствовать сам автор проекта. Если есть проблемы с английским языком, можно переозвучить ролик. Ролик должен быть живым и коротким, включать демонстрацию рабочего прототипа.
  • Посредника, который поможет с финансовой стороной вопроса, лучше искать уже с рабочим прототипом продукта.
  • Если не получилось привлечь средства с первого раза, можно попробовать еще раз.
  • На Facebook есть группа – “Русские на Kickstarter” – там делятся информацией предприниматели, интересующиеся краудфандингом. К ней стоит присоединиться.