Консалтинговая группа E&C (www.encint.com) и AIN.UA подготовили очередной рейтинг операторов беспроводного интернета в Украине в I квартале 2013 года. По сравнению с предыдущим рейтингом за IV квартал 2012 года особых изменений в списке не произошло: первую тройку операторов беспроводного интернета, как и прежде, формируют три крупнейших GSM-оператора Украины. Лидером остается Киевстар, база пользователей мобильного интернета от этой компании в указанный период составила 11,6 млн абонентов.

Абоненты все чаще пользуются мобильным интернетом: многие операторы отмечают рост мобильного интернет-трафика, связанный, в том числе, с ростом числа смартфонов в мобильных сетях. Например, в сети «Киевстар» в I квартале года трафик мобильного интернета вырос на 73% по сравнению с прошлым годом. В «МТС Украина» отмечают: если бы абонентам был доступен 3G-интернет, объем мобильного трафика мог бы подскочить в 2-3 раза.

Отметим, что в самом начале II квартала года единственная действующая в Украине лицензия на 3G-связь поменяла собственника: группа СКМ официально сообщила о приобретении «Укртелекома», в который входит и нынешний владелец лицензии, бывший Utel (теперь «Тримоб»). Влияние этой сделки на рынок мобильного интернета мы проанализируем в рейтинге операторов беспроводного интернета за II квартал года.

Согласно оценке E&C, рейтинг* операторов мобильного доступа в интернет по количеству абонентов по итогам I квартала 2013 года выглядит следующим образом:

Оператор связи Абонентская база, I кв. 2013 года
1 “Киевстар” 11620,8
2  «МТС Украина» 8332,1
3  «Астелит» (ТМ life:) 4020,0
4 Интертелеком 1031,0
5  «Телесистемы Украины» (ТМ PeopleNet) 873,0
6 «Тримоб» 534,6
7 «Украинские новейшие технологии» (ТМ FreshTel) 39,6
8 «Интеллектуальные телекоммуникации» (ТМ Giraffe) 7,0

* Рейтинг носит оценочный характер. E&C (www.encint.com) оставляет за собой право пересмотра показателей данного рейтинга.

E&C и AIN.UA также провели опрос ключевых игроков рынка, в котором попросили рассказать об основных событиях и тенденциях на рынке и дать прогноз на следующий отчетный период.

Вячеслав Джулай, менеджер продуктов передачи данных «Киевстар»

dzu1. Какие, на ваш взгляд, основные тенденции развития рынка проявились в I квартале 2013 года, какой была главная новость рынка в этот период?

Трендом квартала стало увеличение использования дополнительных услуг мобильной связи, в частности — мобильного интернета и цифрового контента, что свидетельствует в пользу постепенного замещения голоса другими услугами связи и увеличение количества смартфонов в сети «Киевстар». При этом зафиксирован общий рост трафика.

В первом квартале 2013 года абоненты «Киевстар» увеличили использование трафика мобильного интернета на 73% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что свидетельствует в пользу постепенного замещения голоса другими услугами. При заказе мобильного интернета абоненты все больше переходят на принцип «подписки» – ежедневной, или ежемесячной. За счет такого решения абоненты получают в рамках подписки неограниченный по количеству мегабайтов доступ, без необходимости оплачивать каждый отдельный мегабайт. «Киевстар» предложил абонентам различные варианты безлимитной модели – доступ за абонплату 1,25 грн, которые взимаются на ежедневной основе, доступ за абонплату 2,5 грн, которые оплачиваются только в тот день, когда абонент осуществлял выход в интернет, и ежемесячная подписка за 27 грн.

Кроме того, мы активно развиваем «миксовые» тарифы, где за ежедневную абонплату клиентам предоставляются большие объемы голосовых минут и дата трафик. Пример такого решения – тарифные планы «Диджус стайл», где за абонплату 0,59 грн ежедневно предоставляется 120 нетарифицируемых голосовых минут и 10 нетарифицируемых Мб трафика. Одним из драйверов роста потребления мобильного интернета становятся смартфоны: в сети «Киевстар» на конец 1 квартала 2013 года их количество 3 385 млн.

Также стимулирует пользование услуги развитие направления цифрового контента – инновационные решения, вроде онлайн-порталов с видео фильмами, играми, цифровые библиотеки, где абоненты «Киевстар» могут в онлайн режиме просматривать контент, не оплачивая использованные мегабайты. По итогам I квартала 2013 года количество абонентов мобильного интернета «Киевстар» было 11 млн 620 тыс, а с учетом пользователей «Домашнего Интернета» – больше 12 млн. Это – крупнейшее в Украине интернет-сообщество у одного телеком-оператора.

2. Каковы прогнозы по будущим трендам на рынке, планы вашей компании?

Тренды, которые будут влиять на развитие рынка мобильного интернета в Украине в 2013 году: переход к безлимитным подпискам на мобильный интернет, «миксовые» пакеты услуг, включающие в абонплату голос, интернет и цифровой контент, а также ожидание крупнейшими операторами мобильной связи Украины лицензий на 3G, либо разрешения использовать для предоставления таких услуг уже выданный cпектр частот в диапазоне 900-1800 Мгц. Отсутствие у крупнейших операторов таких лицензий – уже не просто сдерживающий фактор для развития телеком-рынка Украины, а эволюционное отставание.

Сергей Ничипорук, начальник отдела стратегии “МТС Украина”

ne4ipor1. Какие, на ваш взгляд, основные тенденции развития рынка проявились в I квартале 2013 года, какой была главная новость рынка в этот период?

Рынок голосовых услуг в Украине постепенно вступает в стадию зрелости и уже сейчас близок к насыщению, дальнейший потенциал роста за счет объемов потребления, на наш взгляд, ограничен. По-прежнему, как и в прошлом году, основным драйвером увеличения общей выручки операторов мобильной связи были VAS-услуги, в первую очередь, мобильная передача данных.

На текущий момент количество пользователей смартфонов увеличивается опережающими темпами по сравнению с динамикой роста потребляемого трафика, что объясняется низкой скоростью и пропускной способностью 2G-сетей. Если бы в портфолио операторов сейчас были сервисы 3G, то, исходя из опыта других рынков, трафик пользователей мобильной передачи данных мог бы вырасти в 2-3 раза по сравнению с фактическими данными, что в свою очередь, безусловно, привело бы к более высоким темпам роста рынка в денежном выражении по сравнению с достигнутыми значениями.

2. Каковы прогнозы по будущим трендам на рынке, планы вашей компании?

По мере снижения стоимости устройств, т.н. «входного порога», в следующем году мы ожидаем дальнейшего бурного роста количества пользователей смартфонов. Благодаря применению т.н. «бандлов» и тарифной политики с включенным объемом мобильного, количество владельцев смартфонов, использующих их не только для голосовых услуг, но и для мобильного интернета, также увеличится.

Рост популярности социальных сетей, OTT-сервисов и других IP-услуг приведут к дальнейшему увеличению объемов передаваемых данных. Основным фокус усилий нашей компании в таких условиях будет сделан на повышение качества услуг и улучшение клиентского опыта за счет дальнейшего расширения пропускной способности сети для передачи данных, а также на подготовку сетевой инфраструктуры к внедрению новых технологий в будущем (3G и LTE).

Оксана Рудюк, руководитель PR-департамента мобильного оператора life:)

oksa1. Какие, на ваш взгляд, основные тенденции развития рынка проявились в I квартале 2013 года, какой была главная новость рынка в этот период?

Главной новостью рынка в первом квартале можно назвать ряд конкретных шагов регулятора, предпринятых в сторону запуска услуги переносимости номера (MNP). Однако, к сожалению, данный процесс затягивают некоторые игроки рынка, которые пытаются избежать усиления конкуренции, и организации, по сути своей деятельности не имеющие отношения к отрасли мобильной связи. Одновременно большинство барьеров, создаваемых на пути запуска MNP, имеют надуманный характер и не несут реальных рисков ни для абонентов, ни для операторов.

Среди трендов можно выделить продолжающийся рост популярности мобильного интернета: только в нашей сети состоянием на первый квартал количество пользователей выросло на 36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такой же тренд наблюдается и по отношению к количеству смартфонов и планшетов. Позитивная динамика четко указывает на готовность пользователей мобильной связи к потреблению услуг мобильного интернета в значительных объемах и необходимость запуска новых поколений связи.

2. Каковы прогнозы по будущим трендам на рынке, планы вашей компании?

Мы продолжаем считать, что развитие украинского рынка мобильной связи на данном этапе во многом зависит от действий регуляторных органов, их позиции. Это касается как прихода новых технологий, услуг, так и регулирования рынка в целом. Помимо внедрения услуги переносимости номера и ожидаемого всеми участниками рынка прихода 3G, речь идет еще и об определении игроков с существенной рыночной долей в различных сегментах, что является залогом здоровой конкуренции. Если такие изменения произойдут, рынок ждет дальнейшие рост и развитие. В противном случае можно прогнозировать продолжение стагнации, которую мы наблюдаем последние пару лет, когда ни в технологическом, ни в финансовом смысле рынок не движется вперед.