foto2“Рабочее название поисковика было Joogle. За 2 дня до релиза мы презентовали идею нашим друзьям, для того, чтобы протестировать кое-какие гипотезы. В итоге мы поменяли название на Jooble, от job. Мы хотели чтобы пользователи воспринимали нас как “Google для работы”, – рассказывает о своем детище украинский IT-предприниматель Роман Прокофьев. В 2006 он вместе с партнером запустил поисковик вакансий Jooble. Два года сервис плыл по течению украинского интернета и активно не развивался. Спустя 2 года началась активная экспансия. Появилась первая прибыль. В данный момент Jooble работает в 56 странах, а его дневная аудитория составляет около 1 млн пользователей.

Мы расспросили основателя проекта Романа Прокофьева о том, как развивалась идея поисковика вакансий, как был запущен проект, за счет происходит монетизация Jooble, сколько стоит покупка аудитории в Украине и за рубежом и узнали, при каких условиях Jooble может быть продан. 

С чего началась история поисковика вакансий Jooble?

До этого проекта у меня была компания, которая занималась разработкой программного обеспечения и одна из позиций, которую я искал себе в штат, был консультант по внедрению, со знанием фармацевтического рынка. Это была очень редкая позиция, поэтому мне приходилось проводить много времени на сайтах трудоустройства в поисках подходящих резюме. Это был 2006 год. Сайты были очень неудобными, плохой поиск, много повторяющихся резюме на разных сайтах. Для того, чтобы найти 2-3 кандидата на собеседование, необходимо было потратить 4-5 часов. В это же время ко мне обратился товарищ с идей запустить сервис агрегации новостей, на что я ответил, что не понимаю рынок новостей, зато у меня была “боль” в подборе персонала. Так и родился Jooble – поисковик вакансий и резюме. Со временем мы отказались от поиска резюме, и сосредоточились только на поиске вакансий.

Когда запускали Jooble, вы ориентировались на какие-то зарубежные аналоги?

К сожалению, нет. Тогда мы не были такими умными как большинство интернет-предпринимателей сейчас. В 2006 году мы не мониторили западный рынок и сделали сервис таким, каким посчитали нужным. Именно это стало причиной того, что в последующие 2 года после запуска мы демонстрировали довольно скромные результаты. Мы вместе с партнером пришли из B2B и инвестировали в проект собственные деньги. Фактически, мы 2 года потратили на понимание того, как работает интернет. В 2008 году мы поняли, что модель в Украине работает и начали активную экспансию. На сегодняшний день Jooble работает в 56 странах. Дневная аудитория составляет около 1 млн пользователей.

Сколько денег вы вложили в создание Jooble?

Честно говоря, точную сумму инвестиций озвучит довольно сложно. Сколько нужно было компании, столько она и получала. Полгода мы были убыточными, следующие полтора года были в операционном нуле, а в 2008 году мы начали получать первую прибыль и инвестировали в экспансию Jooble на другие рынки.

В 2008 году вы начали экспансию Jooble, но в тоже время в активную фазу вступил кризис. Не помешало ли это работе поисковика вакансий?

Кризис сыграл нам на руку. Работодатели перестали вкладывать деньги в набор персонала, так как многие сокращали свой штат, плюс было достаточно специалистов, которых сократили в других компаниях. Поэтому в какой-то момент количество денег на рынке уменьшилось в 4-5 раз. Кризис дал нам понять, что мы либо выживаем глобально и уходим на рынки где есть деньги, либо закрываем Jooble. Был момент, когда мы понимали, что денег хватает только на один месяц и если не сделать ничего глобально нового, то нет смысла вообще этим заниматься. Кризис стал точкой невозврата. Мы рискнули и выстрелили.

Если взглянуть на логотип и название вашего проекта, можно провести параллель с поисковым гигантом Google. Вы проводили аналогии перед запуском проекта?

Да, проводили. Более того, рабочее название поисковика было Joogle. За 2 дня до релиза мы презентовали идею нашим друзьям, для того, чтобы протестировать кое-какие гипотезы. В итоге мы поменяли название на Jooble, от job. Мы хотели чтобы пользователи воспринимали нас как “Google для работы”. Вначале у нас тоже был логотип с разноцветными буквами, но мы быстро отказались от этой идеи и разработали собственный логотип с кроликом. Однажды мой партнер пришел и сказал, что увидел такого потрясающего кролика, что его стоит использовать в качестве нашего логотипа. Глубокого анализа не было, just for fun.

Логотип Jooble

Логотип Jooble

Вы сказали, что начали экспансию в 2008 году. Скажите, каким образом происходит перенос поискового сервиса в другую страну?

Это целый комплекс. Конечно же это перевод сайта. Далее, подключение локальных партнеров и техническая разработка. Что касается инвестиций для экспансии, то нет универсального рецепта. Все зависит от сферы деятельности. Я постараюсь дать оценку для тех проектов, кто думает над выходом в другие страны. Если в Украине мы покупаем пользователя по одной цене, в России и Восточной Европе будет в 2,5 – 3 раза дороже. Покупка пользователя в Западной Европе обойдется в 6 – 7 раз дороже, в США, Великобритании и Австралии будет в 10 – 12 раз дороже. Самая дорогая – Япония, где покупка пользователя обойдется в 15 – 17 раз дороже, чем в Украине.

После Украины мы вышли в Россию, потом в Казахстан и Белоруссию. Я рекомендую изначально выходить в эти страны, из-за близости языка. Конечно, все зависит от модели монетизации, но, к примеру, рекламный рынок России больше украинского в десятки раз.

За счет чего происходит монетизация Jooble?

Мы используем 2 модели: рекламная модель и продажа аудитории. К примеру, компания работодатель размещает вакансию на Rabota.ua и Work.ua, и платит за это 200 – 400 грн. За эти деньги сайт по трудоустройству берет обязательства предоставить работодателю качественные резюме. Если они смогут это сделать, работодатель будет доволен и продолжит сотрудничество. Из этой суммы какую-то часть сайт по трудоустройству  тратит на маркетинг. То есть сайт по трудоустройству привлекает целевую аудиторию на эту вакансию. Мы являемся одним из источников, который поставляет аудиторию. По этой модели мы работаем во всех странах. В нашем случае, 65% дохода приносят прямые клиенты и 35% мы получаем от рекламы. Если говорить о тех рынках, где мы давно (Украина, Россия, Польша), то там доля дохода от прямых клиентов достигает 90%.

В 2011 году вы сказали, что 70% дохода сервису приносят рынки вне Украины.  Скажите, эта динамика сохранилась?

Сейчас Украина приносит всего несколько процентов дохода.

Вы сказали, что дневная аудитория поисковика вакансий Jooble составляет 1 млн человек в день. Сколько людей пользуются сервисом в Украине и как обстоят дела с приростом аудитории?

В среднем, в год по аудитории мы растем в 2 раза. В Украине, 120 – 130 тыс пользователей в день посещают Jooble.com.ua. В тоже время, мы совершенно не таргетируем этот рынок. Это очень маленький рынок. По моим оценкам, в год работодатели в Украине тратят $5 – $6 млн на привлечения новых сотрудников через сайты по трудоустройству. В тоже время, месячный оборот ТОП-5 игроков, например, немецкого рынка, составляет 100 млн евро. То есть пятерка крупнейших игроков зарабатывает в год более 1 млрд евро, и это даже не весь рынок, только ТОП-5. Рынок трудоустройства России оценивается в районе $120 – $130 млн в год. Естественно интересней работать на рынках, где есть деньги, потому что набор действий везде делаешь почти одинаковый, а результат в случае успеха сильно отличается.

Вы говорили, что Jooble – сервис, который развивается самостоятельно и без привлечения внешнего финансирования. То есть, вы достаточно зарабатываете, чтобы покрывать собственные расходы и инвестировать в экспансию?

Да, мы полностью на самообеспечении. В тоже время, я не хотел бы вводить людей в заблуждение. Венчурное инвестирование – это хорошо. Для этого стоит посмотреть на самые крупные IT-компании. Все они проходили через классические раунды венчурного инвестирования. Вне всяких сомнений, эта модель работает и она успешна. Но когда мы основывали компанию, такого понятия как “венчурные деньги” еще не было. Это было в 2006 году. Денис Довгополый только начал популяризировать “стартап”. Сейчас, у нас нет потребности в венчурном инвестировании. У нас есть предложения от венчурных фондов на очень хороших условиях с маленькой долей и хорошей оценкой, но потребность конкретно в деньгах у нас нет, а экспертизу в нашей теме нам дать никто не может.

То есть, вы нуждаетесь в “умных деньгах”?

Любой адекватный фонд скажет вам, что у него “умные деньги”. В моем представлении “умные деньги” только в двух случаях:

  1. среди партнеров фонда есть те люди, которые смогли уже построить успешный бизнес в похожей сфере, и этот партнер готов делиться конкретным опытом

  2. если делаете компанию в B2B и портрет Вашего Клиента – это компания из Fortune 500. Тогда Вам действительно очень нужен человек, который поможет Вам открыть туда двери, иначе Вы потратите слишком много времени, чтобы добиться внимания

Я пока не знаю фондов, которые бы подходили под эти параметры. Мы довольно нишевый сервис. Jooble занимает 3 место в мире в своем сегменте. То есть, хорошую экспертизу нам может дать только топ-менеджмент наших конкурентов. Один хороший венчурный инвестор сказал нам, что если бы он  понимал в нашем бизнесе больше чем мы, то он бы не занимался инвестированием, а занимался нашим бизнесом. Никто не будет делать вашу работу. В нашем сегменте работать непросто и здесь объем денег не релевантен успеху. Есть такая американская компания, как SimplyHired, которая в несколько раундов подняла $22 млн инвестиций, а их дневная аудитория в 2 раза меньше, чем у нас.

Вы сказали, что Jooble занимает 3 место в мире. Кто ваши основные конкуренты?

На первом месте идет компания Indeed. Компания начала работу в 2004 году, привлекла $5 млн и в прошлом году была продана в диапазоне $0,75 – $1 миллиард. Вторая компания родом из Италии Jobrapido. Получили $1 млн. инвестиций, также были проданы в прошлом году.

Готовы ли вы продать Jooble, если поступит реальное предложение?

Каждый день бизнесмен должен думать о продаже компании. Это вопрос цены. Мы не строим семейный бизнес, который собираемся передать по наследству. Если фантазировать на тему стоимости бизнеса, то мое, мнение, что если компания не публичная, ее стоимость всегда равна нулю. До тех пор, пока человек, готовый купить Вас, не назовет сумму. IPO в нашей сфере не было, все выходы были сделаны через продажу стратегу.