09 Вчера Рада в спешном порядке приняла закон, во многом ограничивающий интернет-свободу украинцев. Сегодня вечером президент подписал его. Редакция AIN.UA обратилась к юристу Богдану Боровику за комментарием о том, как закон будет применяться на практике. Ранее Богдан работал в юридической фирме Beiten Burkhardt, сейчас занимается собственной практикой, специализируясь, в том числе, на IT-отрасли.

Жесть, агония, абсурд, паранойя – такие образы приходят в голову после ознакомления с Законом №3879, который вчера принял парламент*. Цель закона – поставить вне закона все, что сейчас происходит с движением Евромайдан. Достигается это путем внесения изменений во множество нормативных актов, начиная от Уголовного кодекса, до Закона «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности». Сам закон об изменениях достаточно большой – 36 страниц. Многие статьи закона прямо касаются интернета.

Закон вступит в силу на следующий день после подписания его президентом и публикации текста закона. По сообщениям некоторых СМИ, президент его уже подписал. Соответственно, в ближайшее время текст закона опубликуют, и, скорее всего, с понедельника в Украине начнется новая жизнь.

[blockquote]Скорее всего, с понедельника в Украине начнется новая жизнь[/blockquote]

О двух новеллах закона – экстремизме в онлайне и закрытие доступа к веб-ресурсам – я кратко расскажу ниже. Но, для начала, как говорил один классик: «Спокойствие, только спокойствие!», и вот почему:

  1. Даже после вступления закона в силу, не все его нормы будут сразу применяться. Для некоторых нововведений предусмотрен переходной период в три месяца, некоторые нормы требуют дополнительного принятия постановлений Кабинета министров (примерно месяц-два), некоторые нормы могут оказаться неприменимыми на практике в силу объективных обстоятельств.
  2. Новые нормы, вводящие криминальную ответственность, не имеют обратной силы. Т.е. если вы раньше, до вступления закона в силу, призывали кого-то отправить под арест, криминальной ответственности по новому законодательству за это быть не должно.
  3. Перефразировав Лелика из фильма «Бриллиантовая рука» 1968, всех не посадят (в оригинале: «Спокойно, Козлодоев. Сядем усе…»).
  4. Есть ощущение, что приняв этот закон, власть пытается откусить кусок, который не сможет проглотить. Т.е. изменения настолько обширные и сложные, что их исполнение на практике будет сильно буксовать, что опять же даст дополнительное время для того, чтобы определиться с действиями.

Теперь о двух следующих нововведениях, касающихся интернета.

Онлайн-экстремизм

В Уголовном кодексе в статье 110 (1) ввели наказание за деятельность, связанную с экстремистскими материалами. Наказуемы практически все действия: от изготовления и распространения до демонстрации таких материалов и пособничества распространению, изготовлению и другим действиям. Причем среди прочего законодатель четко и однозначно упомянул такие каналы распространения экстремистских материалов, как интернет и социальные интернет-сети. Т.е. человек, держащий плакат с призывом о смене власти во время митинга, пользователь, размещающий фото этого человека в Facebook, его друзья из социальных сетей, нажавшие кнопку Share – все могут быть теоретически квалифицированы как преступники.

[blockquote]Человек с плакатом о смене власти во время митинга, пользователь, размещающий фото этого человека в Facebook, его друзья из социальных сетей, нажавшие кнопку Share – все могут быть теоретически квалифицированы как преступники[/blockquote]

Что же такое «экстремистские материалы»? Эта же статья Уголовного кодекса содержит необходимое определение. Я стараюсь не цитировать законы в статьях, но этот шедевр заслуживает цитаты. Кому не лень, может прочитать ниже. Общее впечатление: как будто кто-то взял из всех возможных толковых словарей определения всех синонимов слова «экстремизм» и слепил их в один абзац, разделив запятыми. Если попытаться кратко разделить все виды экстремистских материалов на группы, то это материалы, имеющие своей целью одно из следующего:

  1. насильственную смену власти, посягательство на суверенитет и целостность государства;
  2. вмешательство в деятельность государственных органов;
  3. разжигание социальной, национальной, языковой, религиозной и другой вражды;
  4. дискриминацию по различным признакам, от цвета кожи до имущественного состояния.

«Примітка: під екстремістськими матеріалами слід розуміти призначені для оприлюднення документи на паперових, електронних чи будь-яких інших носіях, що містять інформацію екстремістського характеру, тобто закликають, обґрунтовують чи виправдовують необхідність здійснення діяльності щодо планування, організації, підбурювання, підготовки або вчинення дій з метою насильницької зміни чи повалення конституційного ладу, посягання на територіальну цілісність, недоторканість, суверенітет держави, насильницького захоплення або утримання влади чи владних повноважень, незаконного втручання в діяльність або перешкоджання законній діяльності органів державної влади, органів місцевого самоврядування, інших суб’єктів владних повноважень, виборчих комісій, громадських об’єднань, їх посадових чи службових осіб, закликають, обґрунтовують чи виправдовують необхідність розпалювання соціальної, расової, національної, етнічної, мовної чи релігійної ворожнечі та ненависті, здійснення масових заворушень, порушення громадського порядку, хуліганських дій та актів вандалізму з мотивів соціальної, расової, національної, етнічної, мовної чи релігійної ворожнечі та ненависті, порушення прав, свобод і законних інтересів осіб, в тому числі пряме чи непряме обмеження прав або встановлення прямих чи непрямих привілеїв людини і громадянина за ознаками раси, кольору шкіри, політичних, релігійних та інших переконань, статі, етнічного та соціального походження, майнового стану, місця проживання, за мовними або іншими ознаками, пропаганду виключності, переваги чи неповноцінності людини (соціальної групи) за ознакою її соціальної, расової, національної, етнічної, мовної, релігійної приналежності або ставлення до релігії».

Деятельность, связанная с экстремистскими материалами, наказывается штрафом от 3 400 до 13 600 гривен за первый раз. За второй и последующие случаи таких действий предусмотрены штрафы от 17 000 до 51 000 гривен или лишение свободы на срок до 3 лет.

Таким образом, законодатель оформил для власти инструмент для подавления любых проявлений протестов в интернете. Однако, сразу приходит в голову мысль, что представители власти сами довольно часто распространяют информацию, которая может быть квалифицирована как экстремистские материалы. А народная мудрость гласит… в общем, что-то там о рытье ямы другому.

Закрытие доступа к веб-сайтам

Сразу заметим, что принятый закон не содержит никакого упоминания об авторском праве. Вот тезисы из закона о закрытии доступа к веб-ресурсам:

  • Какой государственный орган принимает решение про ограничение доступа к веб-сайту? Национальная комиссия, которая осуществляет государственное регулирование в сфере связи и информатизации.
  • В каких случаях принимается такое решение? Если через веб-ресурс распространяется информация, распространение которой противоречит закону, или если веб-ресурс осуществляет деятельность информационного агентства и при этом не зарегистрирован как таковое.
  • На основании чего принимается решение? На основании вывода эксперта.
  • Где можно оспорить решение про ограничение доступа? В суде.

Это пока вся информация о процедуре закрытия доступа к веб-сайтам, имеющаяся в новопринятом законе. Теперь Кабинет министров обязан в течение месяца разработать подробный порядок, регулирующий, кто и как может инициировать ограничение доступа, как будут приниматься решения, и как будут информироваться о таких решениях участники. Таким образом, до разработки и принятия соответствующего порядка Кабинетом министров ограничение доступа к веб-ресурсам, скорее всего, работать не будет.

[blockquote]До  принятия соответствующего порядка Кабинетом министров ограничение доступа к веб-ресурсам, скорее всего, работать не будет[/blockquote]

В связке с данными изменениями также было введено лицензирование деятельности по предоставлению доступа к сети интернет, и внесены изменения в закон об информационных агентствах. Для закрытия доступа к определенным веб-ресурсам может понадобиться наличие специального оборудования у провайдеров (здесь необходимы комментарии от представителей последних). Возможно, именно в связи с этим было введено лицензирование деятельности по предоставлению доступа к интернету. Так, в течение трех месяцев провайдеры обязаны получить лицензии. Одним из условий получения лицензий может быть наличие соответствующего оборудования.

Касательно определения, что же является информационным агентством, законодатель пошел от обратного. Ранее немногие онлайн-ресурсы регистрировались как информационные агентства. Законом №3879 теперь установлен перечень деятельности в интернете, которая не является деятельностью информационного агентства. Следующие ресурсы не являются информационными агентствами и не обязаны регистрироваться как таковые:

  1. дублирующие в онлайне зарегистрированное печатное СМИ;
  2. сайты органов власти;
  3. сайты предприятий и организаций, которые информируют лишь про свою деятельность;
  4. сайты субъектов хозяйственной деятельности, рекламирующие свою продукцию и услуги;
  5. сайты, на которых информация распространяется лицами не систематически и без цели предоставления информационных услуг.

Можно предположить, что позже государственные органы данный перечень будут считать исключительным, соответственно, во всех других случаях онлайн-ресурсы готовящие и распространяющие информацию являются информационными агентствами и, соответственно, не могут осуществлять свою деятельность без регистрации.

Таким образом, если закон вступит в силу, в следующие шесть месяцев можно ожидать начала массовой «зачистки» информационного онлайн-пространства от вышеописанных «экстремистских материалов». Здесь следует отметить, что запрет на распространение информационными агентствами материалов, близких по своей сути к новому определению «экстремистские материалы», существует в законе об информационных агентствах еще с 1995 года.

Однако законом №3879 во-первых, расширено понятие информационного агентства для онлайн-ресурсов; во-вторых, государственному органу дана возможность без решения суда закрывать доступ к таким онлайн-ресурсам, если они не зарегистрируются как информационные агентства. Возможным выходом для информационных ресурсов было бы выпускать свою печатную версию символическим тиражом, что необходимо для регистрации их как печатного СМИ. А ресурс, дублирующий зарегистрированное печатное СМИ, не является информационным агентством. Хотя слово «дублирующий» еще требует пояснений.

[blockquote]Возможным выходом для информационных ресурсов было бы выпускать свою печатную версию символическим тиражом[/blockquote]

Возвращаясь к самому началу статьи, а именно к фразе из фильма «Бриллиантовая рука» – очень хотелось бы услышать ее из уст вполне определенных людей. Но всему свое время. А пока, как говорил индийский философ Свами Вивекананда: «Спокойствие — величайшее проявление силы».

*На момент написания данной статьи закон №3879 еще не опубликован. Данная статься написана на основе проекта закона, размещенного на сайте Верховной рады. Однако учитывая обстоятельства, в которых закон был принят, скорее всего, его текст не изменился. После опубликования закона, мы внесем изменения в текст, если это потребуется.