Украина переживает очередной кризис. Существуют исследования, которые показывают, что многие ведущие стартапы зарождались в довольно неблагоприятные времена. Во время кризиса 2008 года основатели стартапа Datawiz.io создали свой первый проект, а в прошлом году успешно продали его. Поэтому они не теряют оптимизма и сейчас.
Тогда же, в прошлом году мы основали новый проект Datawiz.io, и сейчас у нас плотный график запуска проектов. Недавно мы запустили корпоративный портал, так что у нас даже нет времени бояться кризиса.
Расскажем обо всем по порядку. Украинец Владимир и китаянка Сянтин познакомились в Канаде, и уже вместе вернулись в Украину, как раз перед кризисом 2008 года. С того времени и началось их семейное бизнес-сотрудничество.
В Украине они обнаружили, что людям приходится покупать товары гораздо дороже не только по сравнению с Китаем, но даже со Штатами и Европой. Эта разница существенно отражается на малом бизнесе и семейных бюджетах, а в условиях кризиса серьезно влияет на решения о покупках в целом. Почему бы не дать возможность всему миру покупать по честной цене? Они создали сайт, через который клиенты со всего мира могли делать заказы в Китае. По китайской цене, и без лишних посредников. Этот сервис довольно быстро стал популярным. Заказы поступали из более чем 40 стран мира. В 2013 году компанию выкупили их бизнес-партнеры из Казахстана.
Управляя сайтом, Владимир заинтересовался машинным обучением и искусственным интеллектом, и начал внедрять их элементы в своем проекте. Он создал инструменты для прогнозирования оборота, спроса/предложения, и систему индивидуальных предложений для клиентов. В это же время Владимир принял участие в соревнованиях Kaggle по обработке данных, и дважды занимал первое место. Сянтин и Владимир понимали, что машинное обучение способно изменить то, как сейчас работает бизнес. Так постепенно зарождалась концепция Datawiz.io.
Иcтория Datawiz.io началась с продажи первого бизнеса. После продажи сайта инструменты для обработки данных были отделены, и сформированы в отдельный сервис – Datawiz.io.
Создание продукта – непростая задача. Многие стартапы начинают без него. Они предпочитают сначала разработать концепцию. Возможно, это работает для опытных команд. Но мы считаем, что для начала нужно разработать MVP (минимальный ценный продукт). Тогда становишься на шаг ближе к четкой концепции.
Редко можно получить инвестиции только за то, что ты смышленый и можешь представить хороший продукт. Большая удача – познакомиться с нужным человеком. Чаще приходится бороться за место в инкубаторе, чтоб увеличить свои шансы встретить потенциального инвестора, и расстаться с частью своей доли. Но основное для стартапа – иметь хорошего лидера, надежных соучредителей и команду, которая находится в условиях растущего рынка.
Участие в инкубаторе – хорошая идея. В инкубаторе можно наладить связи, найти инвесторов и даже получить первые контракты. Мы подписали первый корпоративный контракт на встрече с инвесторами на HappyFarm.
Игорь Шойфот (председатель совета директоров Happy Farm и основатель Fotki.com) заинтересовался проектом, стал его акционером и представил на суд инкубатора. В Happy Farm новосозданный Datawiz приобрел опытных наставников в лице Лорана Жиля (президент и CEO компании Viewdle), Джонатана Ромли (CEO компании Avarla) и Игоря Рябенького (управляющий партнер фонда Altair Capital). Технологии, объединенные с опытом, в бизнесе позволили стартапу заполучить внимание Altair VC и получить посевные инвестиции. Datawiz получила $100 000 инвестиций от Altair Capital и начала работу в Украине. На данный момент стартап работает с двумя направлениями – предоставляет доступ к API для анализа онлайн и занимается аналитикой для больших торговых сетей. Первым клиентом сала сеть «Країна Край». Сейчас идет работа с такими сетями как “Колос”, “Парус”, “Норма” и другими.
Когда проект получает финансирование, все только начинается. Нужно в краткие сроки показать возможность приносить прибыль. Наш опыт показал, что хороший проект может зарабатывать сразу же, с момента запуска. Важно следить за популярностью вашего приложения, отзывами и трудностями, которые возникают у клиентов.
Для своего офиса мы выбрали родной город Владимира – Черновцы. В небольшом городе легче собрать стабильную команду. Да и, конечно же, есть множество преимуществ в том, чтоб начинать новое дело в городе, в котором ты живешь много лет. За годы накапливаются определенные связи и доверие. Мы собрали с команду из предыдущего нашего проекта и начали работу. Затраты на IT и менеджмент на начальной стадии были довольно незначительны.
Первым делом были созданы приложения на базе машинного обучения. Сотрудничество с аналитиками из крупных компаний, в основном из украинских сетей супермаркетов, позволило сформировать более четкое видение продукта. Машинное обучение осталось в тени, но позволило создать аналитический сервис с более визуальным и очевидным результатом.
Владимир говорит, что наибольшей проблемой, с которой они столкнулись во время работы, стало достижение высокой скорости обработки больших объемов данных. «Результат должен быть понятным, оперативным и, конечно же, красивым. Мы перепробовали множество вариантов и действительно достигли желаемого быстродействия и красоты решения», – говорит он.
Например, сейчас пользователи Datawiz могут всего за несколько секунд получить визуализацию ассоциативных пар и построить дерево наследственности товаров для супермаркета с ассортиментом в десятки тысяч наименований.
Команда Datawiz запустила закрытый корпоративный портал, и уже получила несколько запросов на доступ к демонстрационной версии от сетей супермаркетов. Основатели стартапа очень оптимистично смотрят на будущее разработки: «Наше решение подойдет для ритейлеров любого размера и специфики. Главное чтоб компании были готовы использовать новые технологии. И мы рады видеть интерес с их стороны».
Изначальная идея была в том, чтоб помочь бизнес-аналитикам в построении аналитических моделей. Но дело в том, что часто аналитики не готовы тратить свое время на обучение работе с новыми инструментами.
Ресурсы стартапа ограничены, потому это большой риск – переходить на новый рынок. Сотрудничество с аналитиками помогло нам понять, что нужно бизнесу, и что мы можем им предоставить в качестве конечного продукта. После запуска корпоративного портала мы получили мгновенный отклик потенциальных клиентов.
Во время текущего кризиса мы посвящаем себя подтверждению наших гипотез и разработке нашего продукта. Конечно же, ситуация в Украине влияет на бизнес. Многие компании откладывают переговоры или подписание контракта. Но они готовы поделиться своим мнением или предложениями касательно нашего продукта. Мы не должны бояться кризиса. У всего есть две стороны, и, сталкиваясь с негативом, мы должны искать в нем возможности для развития.
Автор: Татьяна Маковей, менеджер по развитию бизнеса Datawiz