Учитель английского языка и интернет-предприниматель Джек Ма основал Alibaba 15 лет назад в своей крошечной квартире в Ханчжоу. В минувшую пятницу IPO Alibaba установило мировой рекорд, и уже к концу дня Ма стал самым богатым человеком Китая. С рыночной капитализацией в $231 млрд онлайн-ритейлер сравнялся в стоимости с крупнейшей в мире сетью гипермаркетов Wal-Mart и стоит дороже, чем Amazon и eBay вместе взятые. История Джека Ма очень поучительна и несомненно будет преподаваться в бизнес-школах на протяжении ближайших поколений. Каждый действующий и начинающий предприниматель должен знать, как педагог из Китая превратил идею, группу друзей и $60 000 в самую крупную в мире компанию в сфере электронной коммерции.
Главное – начать
Еще с юных лет Ма понимал, насколько важен английский язык. Чтобы практиковаться в знании языка, он ездил на велосипеде в ближайший отель и организовывал для иностранцев туры по городу, в которых он выступал в роли гида. Своей страстью к предпринимательству он во многом схож с японским миллиардером Масаеси Соном. Тот вырос в нищете, но сумел осуществить свою мечту – переехать в Силиконовую Долину и закончить Калифорнийский университет в Беркли. Затем он основал Softbank, и сейчас Сон – самый богатый человек в Японии.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Предприниматель увидел, насколько огромен потенциал интернета, как технологии помогут ему развивать бизнес на всей территории Китая и охватить все население страны. В 1999 году Джек, его жена и 17 их друзей вложили $60 000 в основание Alibaba. Это стало началом нацеленной на долгосрочный рост компании с уникальной корпоративной культурой и отсутствием бюрократии.
Взялся за гуж – не говори, что не дюж
Ма оказался из тех людей, которым явно не стоит класть палец в рот – откусят всю руку. Он и его друзья пошли ва-банк и сразу после создания компании подняли ангельский раунд на $5 млн. В 2000 году Softbank вложил в развитие компании $20 млн, еще пять лет спустя парни получили $1 млрд от Yahoo, и, наконец, в 2011 году Silver Lake Partners и DST Global инвестировали в Alibaba $1,6 млрд. Вот как нужно расти.
Большие проблемы ведут к еще большим возможностям
Огромная территория и плохо развитая инфраструктура постоянно создавали проблемы для множества китайских торговцев. Alibaba решил эту проблему, и сейчас оборот компании составляет примерно 80% от общего оборота рынка электронной коммерции в стране. В прошлом году эта цифра составила примерно $248 млрд – почти в два раза больше, чем у Amazon.
Инновации делают те, кто думают и действуют иначе
Сейчас все только и говорят о том, что собираются изменить мир и заработать кучу денег, но те, кто на самом деле это делают – исключительные люди с прорывными идеями, нестандартным мышлением и огромным запасом терпения. Прорывные инновации исходит от людей, которые нарушают статус-кво и прокладывают свой собственный путь.
Стоящие на плечах гигантов
Наряду с Amazon и eBay, Alibaba работает в сфере электронной коммерции, но на этом сходство между ними заканчивается. Alibaba, на самом деле, не продает товары. Это посредник, который зарабатывает на сборах и комиссиях от крупных торговцев и рекламных объявлениях от мелких. В результате из этого получилась одна из самых масштабируемых и прибыльных бизнес-моделей на планете.
Что в имени тебе моем? Меньше, чем вы думаете
Apple. Facebook. Google. Microsoft. Uber. One Kings Lane. Fanatics. Starbucks. Whole Foods. Что общего у названий этих компаний? Абсолютно ничего. Сочетания слов, выдуманные слова, либо же распространенные слова или фразы. Для клиентов в первую очередь важно то, чем занимается ваша компания, а не название или бренд.
Название Alibaba пришло в голову Джеку Ма в одной из кофеен Сан-Франциско. Он вспомнил историю о том, как сказочный герой услышал секретный пароль 40 разбойников – “Сим-Сим, откройся”, и благодаря ему нашел несметные богатства. Это воспоминание срезонировало с его видением о раскрытии потенциала для малого и среднего бизнеса в Китае. Так компания получила свое название. Теперь вы знаете секрет, как Ма удалось воплотить в жизнь свою мечту.
Напомним, что недавно на AIN.UA выходила подборка историй переломных моментов в жизни таких компаний, как Virgin Group, Apple, Google, Microsoft и других, чьи истории развития уже давно стали примерами для подражания.