Любая технология имеет шанс прижиться только после того, как будет испытана временем и отточена потребителями. Все инновации должны отвечать таким критериям, как удобство, функциональность, экономность, надежность. До финиша доходят не все, но дистанционное обучение, без сомнения, прошло испытание достойно и успешно.
Форма дистанционного обучения возникла еще в 50-х годах ХХ века – вместе с появлением радио и телевизора. С ростом технологий она трансформировалась и от простого вещания доросла до интерактивного взаимодействия. Сегодня дистанционное обучение является одной из ведущих мировых тенденций в образовании, потому что именно эта технология реализует принцип беспрерывного образования и способна удовлетворить растущий в информационном обществе спрос на знания. Кроме того, она очень доступна и экономически целесообразна: стоимость внедрения системы дистанционного обучения совершенно не значительна в сравнении с выгодой, которую может получить учебное заведение.
«Дистанционное обучение можно использовать как самостоятельную форму, так и в качестве элемента в разных видах образования. Внедрение дистанционного обучения позволяет увеличить объем образовательных услуг в государстве», – говорит Виктория Косик, начальник отделения стратегии развития образования Института инновационных технологий и содержания образования при Министерстве образования.
В Украине эта форма обучения также развивается. Лидирующие позиции по внедрению ИКТ в среднее образование занимают Днепропетровская и Запорожская области. Дистанционное образование предлагают университеты в Виннице, Сумах, Хмельницком и др. В Украине функционирует глобальный онлайн-проект – Международная украинская школа, который предоставляет возможность учиться в украинской школе детям, находящимся за рубежом. Дистанционное обучение предусматривается Концепцией развития образования Украины на период 2015–2025 годов, а внедрение 3G-связи, которое может произойти уже весной, должно способствовать процессу.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры практики иностранного языка и методики преподавания Хмельницкого национального университета Руслан Шаран в одной из своих статей отмечает, что «дистанционное обучение в ВУЗе не является разновидностью или усовершенствованным вариантом заочного, поскольку это новая, самостоятельная, прогрессивная форма обучения, которая обладает большими потенциальными возможностями».
Среди недостатков дистанционного обучения, по словам начальника отдела инновационных и информационных технологий ИИТСО Наталии Гущиной, разве то, что для такого подхода не у всех достаточно развита самодисциплина, а также невозможность охватить в полной мере профессионально-техническое образование.
Платформы для дистанционного обучения
О существовании тенденции свидетельствует и сам рынок, на котором возрастает предложение различных платформ для дистанционного образования. Их можно условно поделить на две группы: массовые открытые онлайн-курсы (англ. Massive open online courses, MOOC) и программное обеспечение. Среди MOOC, например, успешно функционируют популярные сайты Coursera, Udacity, EdX. В Украине эта форма только-только начинает развиваться.
Но MOOC предназначены в большей степени для самообразования. Использовать такие платформы для организации полноценного дистанционного обучения в школах и ВУЗах – неудобно, потому что любой сервис имеет свои ограничения и требования. Кроме того, массовые онлайн-курсы предполагают ущерб монетизации дистанционного образования.
Потому самым удобным решением для учебных заведений может быть веб-ориентированное программное обеспечение, например, Moodle, e-Front, Adobe Connect Pro, Blackboard Learning System, WebCt, Microsoft Learning Gateway и др.
А около двух лет назад украинские разработчики из компании Basic Group представили собственную перспективную разработку – систему дистанционного обучения и повышения квалификации Scientia. На сегодня в Украине это единственное программное решение, которое прошло научно-методическую экспертизу и было рекомендовано Министерством образования для использования в общеобразовательных учебных заведениях.
«Такая форма обучения является оптимальной для современного общества, потому что позволяет получить полноценное образование, квалификацию, диплом – и, при этом, работать или практиковаться. Более того, качественная система дистанционного обучения может стать выходом в таких критических ситуациях, как отсутствие отопления в школах, карантин или ситуации, которая происходит на востоке Украины», – говорят представители компании-разработчика Basic Group.
Разработчики из Basic Group среди преимуществ дистанционного образования выделяют возможности охватить большее количество студентов, сэкономить затраты, использовать в лекциях современные информационные технологии и мультимедиа. Все это позволяет повысить эффективность обучения и создать условия, в которых каждому студенту предоставлены равные возможности получать качественное образование. По словам создателей Scientia, уже более 5 тысяч украинских студентов успешно прошли дистанционное обучение посредством этой платформы.
Между тем, среди украинских ВУЗов стало популярно свободное веб-приложение для дистанционного обучения Moodle. Это ПО с открытым кодом дает возможность создавать сайты для онлайн-обучения и может расширяться любым желающим разработчиком. В Basic Group объясняют, что лицензия GNU GPL, по которой оно распространяется, является одновременно и плюсом, и минусом Moodle. Плюс – в том, что система бесплатная. Минус – в незащищенности данных и в отсутствии сервиса и поддержки. Хотя это далеко не единственный ее недостаток.
Как отмечает Виктория Косик, от внедренного програмного решеняи зависит качество дистанционного образования. По ее словам, система должна быть легкой в работе, безопасной, защищенной, простой в обслуживании, при этом, она должна обеспечивать доступ для учителей и учеников в любой момент.
Особенностью, например, Scientia является то, что эта система, с одной стороны, имеет закрытый код и защищена от взлома, а с другой – она может быть подстроена под любой учебный процесс благодаря большому набору уже готовых инструментов и возможности разработки дополнительных модулей.
«Одним из важных преимуществ Scientia является то, что разработчик готов адаптировать продукт под потребности конкретного учебного заведения. Например, Moodle или сервисы Google не позволяют этого в силу отсутствия специалистов. Они предоставляют набор инструментов, и уже учебное заведение должно под них подстраиваться», – говорит Наталия Гущина.
Возможности
Внедренная система обычно представляет собой портал, пользоваться которым можно с помощью персонального компьютера, планшета или смартфона. Она может использоваться в средних и высших учебных заведениях, для подготовки к ЗНО и курсов для одаренных детей, для обучения новых сотрудников, переподготовки и повышения квалификации, аттестации кадров, тренингов, онлайн-курсов и т. д. В хорошей системе должны быть предусмотрены все необходимые инструменты для формирования учебных программ, персональная статистика прохождения материала и успешности студентов, система тестовых и контрольных заданий. Для большей безопасности в Scientia используется механизм отсчета времени прохождения теста непосредственно на сервере, перемешивание вопросов и вариантов ответов в случайном порядке, а также невозможность копирования текста из тестовых заданий.
Одним из важных модулей для дистанционного обучения, которые есть не во всех системах, являются вебинары. Вебинары расширяют сферу использования системы. В силу большого спроса и интереса к данной возможности разработчики добавили такой модуль в Scientia, и теперь систему можно использовать для онлайн-лекций и даже привлекать зарубежных преподавателей. В вебинарах Scientia есть интерактивная доска для отображения файлов разных форматов (включая: PDF, PPT файлы, изображения, видео и др.), трансляции выступающих участников, чат и возможность записи вебинара в видео-файл для последующего использования.
Узнать о возможностях дистанционного обучения больше и попробовать демо-версию можно на официальном сайте украинской разработки scientia.com.ua.