Ряды киевских полицейских пополнили не только длинноногие красавицы и улыбчивые спортсмены, селфи с которыми мечтало сделать пол Киева. AIN.UA пообщался с представителем самого популярного ведомства столицы, который сменил белый воротничок ІТ-юриста на форму с жетоном. Офицер патрульной полиции Александр Харченко рассказал, почему предпочел работе в полиции, что можно менять в полиции в техническом плане и как отличается заработок юриста от зарплаты копа.
В полицию Александра привел скорее осознанный выбор, чем детская мечта о машине с мигалками и стволе. В 2007 году он закончил магистратуру в Могилянке, позже получил образование в Стокгольмском университете. Вернулся в Украину в 2009 году в разгар кризиса и не смог найти желаемую практику в юридической фирме. Зарабатывал в одиночку, выступая в роли защитника на процессах по доменным именам.
Началось все с того, что пришлось защищать “киберсквотера” michelin.com.ua, Александру удалось тогда успешно доказать в трех инстанциях невиновность своего подзащитного. С 2010 года специализировался на авторском праве, а также работал консультантом на IT-проектах. Консультировал EX.UA и покинул проект за месяц до эпического «маски-шоу». Обеспечивал юридическую сторону запуска онлайн-кинотеатра MEGOGO. Кроме того, писал проект положения в одной из концепций по электронным петициям в КМДА.
2012 год описывает как период дауншифтинга. «Уехал в Камянец-Подольский. Это и стало началом того, как я докатился до полиции. Продолжал консультировать ІТ-проекты дистанционно, часто бывал в Киеве, большую часть времени проводил в экспрессе Каменец-Подольский-Киев», — описывает ощущения Харченко. Переломный момент наступил в 2013 году – как и у многих украинцев, личная история совпала с историей страны. «Осенью начался Майдан, и я заангажировался», — рассказывает он. Успел поработать в составе политической партии.
IT-коп
И вот в январе текущего года Харченко увидел объявление о наборе в полицию. «У меня не было одной мечты или мотивации. Так звезды стали», — поясняет свой выбор Александр. События в стране оказали на него сильное влияние, хотелось изменить Украину к лучшему, начиная с себя. «Было желание послужить стране. Страна развалена, реформы не делаются. Полиция — моя армия, в которой я не служил, мой культурный фронт борьбы за городское пространство. Антижлобский фронт против окружающего нас совка», — поясняет он.
Признается, что охотно завязал с юриспруденцией, но не с IT. «Когда друзья спрашивают: «ты в IT?», отвечаю — все прогрессивное завязано на технологиях. В госслужбу хочу привнести и это. Тем более, по техчасти баз данных в полиции есть куда развиваться, особенно в плане функциональности и надежности. Особенно по части железа: когда железо виснет прямо в патрульной машине — это плохо», — поясняет он.
Не денег и славы ради
С легким сердцем отошел от коммерческих проектов и приступил к работе в публичном секторе. Как и множество других новых полицейских. «Они позакрывали свои ФЛП, и ушли в полицию. Потому что они рассматривают это как инвестицию в будущее своих детей. И тут дело не в мечтах о машине с мигалками и стволе или погоне за высокой зарплатой», — рассказывает бывший юрист.
До введения в действие закона о полиции оклад Александра составляет менее 2000 грн символической стипендии учебки. «На самом деле, уже больше года живу на сбережения, накопленные во времена активной работы юристом», — говорит он. С принятием закона зарплата вырастет до 8000-10000 грн. Но даже такую зарплату не сравнить с прибылями адвокатов. По его словам, хороший юрист сейчас зарабатывает гораздо больше.
Наша служба и опасна и трудна
После полугода в учебном центре для полицейских и пары дней патрулирования рано делиться впечатлениями, уверяет Харченко. Однако, можно с уверенностью говорить о том, что работа полицейского выматывает. Ведь задача офицера – не только мило улыбаться и делать красивые селфи с горожанами, а активно патрулировать по 12 часов каждые двое суток. «За последнюю неделю, даже при значительном поглощении фаст-фуда, я скинул немало килограммов», — сетует он.
За две смены у Харченко появилась идея стартапа. Если говорить о бытовой стороне работы полицейского — тут появляются некоторые проблемы, связанные с питанием. Ведь в машине патрульного нет микроволновки и холодильника, судок с едой не повозишь по жаре. Приходиться выскакивать за кофе и в фастфуды. «Полиция – это целая экосистема по части питания. Тут можно создавать стартап и кто первый займет нишу — не прогадает», — уверен Александр.