Харьковский программист Дмитрий Явдошенко около года помогал волонтерской группе, собирая беспилотники для украинских военных в зоне АТО. Когда Дмитрию пришла повестка, он не стал уклоняться от мобилизации и начал проходить медкомиссию. Из-за путаницы с документами или по другим неясным причинам военкомат решил, что Дмитрий – уклонист, и передал дело в милицию, а затем в прокуратуру. Сейчас Явдошенко находится в тюрьме, его приговорили к двум годам лишения свободы. Приговор может пересмотреть апелляционный суд. Детали по делу – ниже.
Все началось 1 апреля этого года, когда Дмитрию как солдату запаса принесли повестку о мобилизации в армию. Уже 6 апреля он пришел к Дзержинскому военкомату, где стоял на учете. Дальше версии сторон расходятся. По официальной версии, которая изложена в приговоре суда от 10 июня этого года, после прохождения медкомиссии, которая признала его годным к службе, Дмитрий отказался получить повестку, которая предписывала ему появиться 23 апреля в военкомате. В указанный день он в военкомате не появился, таким образом уклонившись от призыва.
Все усложнилось еще и тем, что на суде Дмитрий признал вину. Его приговорили к двум годам тюрьмы. Сейчас он отбывает наказание, а три незаконченных беспилотника остались дома.
По версии другой стороны, все происходило “немного” не так. Адвокат программиста Анатолий Тарасенко утверждает, что военкомату не понравилось то, как медленно Дмитрий собирал справки, и там решили призвать его без наличия необходимых документов о медосмотре. Хотя никаких сроков на прохождение медкомиссии указано не было. “Военкомат не имеет права призывать на службу человека, который еще не прошел медкомиссии”, – уточняет адвокат.
По его словам, вину за собой Дмитрий признал, поддавшись на уговоры прокурора. “Дмитриев (Иван Дмитриев, прокурор по делу – ред.) уговорил Дмитрия, что если взять на себя вину за преступление, которого тот не совершал, все закончится хорошо”, – рассказывает Тарасенко.
Есть и более жесткая, но неофициальная версия (изложена здесь): прокурор после слушания дал жене обвиняемого телефон адвоката, который позже предложил все решить за очень крупную взятку.
Адвокат Дмитрия уверен, что приговор будет пересмотрен, что будет новое решение по делу. Правда, по закону пересмотр может касаться только меры наказания.
Волонтеры, с которыми работал Дмитрий, не скрывали своего удивления и возмущения таким решением. “Откровенно говоря, похоже на какую-то мутку. Возможно, прокурорскую в доле с военкомом. Дмитрия Явдошенко знаю год. Он сам вызвался помочь в сборке первого БПЛА… Сейчас человек, который приносил и мог бы дальше приносить пользу армии и АТО, сидит. Я дико извиняюсь за мой французский, но это, ребята, просто какой-то п*здец”, – писал в конце июня харьковский активист и волонтер Роман Доник.
Редакция AIN.UA будет обновлять материал по ходу дела.
Напомним, этой же весной одесского программиста, участвовавшего в волонтерских проектах по открытым данным, обвинили во взломе сайта Минюста.