Кандидату технических наук и изобретателю-энтузиасту Эдуарду Рудику 74 года. Он успешный бизнесмен – машинные масла, которые производит его компания “Ариан”, считаются одними из лучших на украинском рынке. Среди крупных клиентов “Ариан” украинское Министерство обороны – масла Рудика поставляют в АТО для танков и военных машин. Но сегодня речь пойдет не об этом, а о хобби Эдуарда Григорьевича, о котором мы ранее уже писали. Он делает электросмарты “Панько” стоимостью $5000 и готовит массовое производство.
Рудик более 30 лет увлекается разработкой и сборкой автомобилей. За свою карьеру он собрал больше 20 моделей, непохожих друг на друга по дизайну и возможностям. Редакция AIN.UA побывала в гостях у изобретателя, чтобы увидеть их своими глазами. Правда, не все – известный российский режиссер Федор Бондарчук как-то раз взял в аренду восемь машин Рудика для съемок своего фильма “Обитаемый остров”, а вернул только одну… Подробнее об этом мы тоже расскажем.
Дорогое хобби
Автомобилями Рудик заинтересовался еще в детстве, а когда подрос, стал делать полноценные машины своими руками. Он никогда не изготовлял ничего на заказ, все идеи – его собственные. Основная цель – сделать недорогой городской автомобиль, который стоил бы немного дороже, чем мотоцикл и был доступен любому киевлянину.
Сперва мы отправляемся в кабинет Эдуарда Григорьевича, где беседуем о его увлечении, смотрим чертежи и обсуждаем финансовые вопросы.
Изначально Рудик производил автомобили с обычными бензиновыми двигателями, как правило, от мотоциклов. Однако со временем решил, что будущее все-таки за электродвигателями. “В обычных двигателях много лишних механизмов. Все, что должно быть в автомобиле – это руль, четыре колеса, тормоз и газ. Ну и аккумуляторные батареи, которые это все приводят в движение”, – уверен изобретатель.
Более 30 лет он стремился к идеалу и, наконец его нашел. Это последняя разработка Рудика – легкий двухместный электрокар “Панько”. “Бензиновые и дизельные авто – прошлое, скоро их не будет. Им лет пять осталось, сегодня бум на электрические авто. Они появились давно, но нельзя было их делать, потому что не было аккумуляторных батарей. Сегодня они есть – довольно мощные, компактные и недорогие, поэтому начинается новая эпоха в автомобилестроении”, – уверен Эдуард Григорьевич.
Стремление к идеалу – главная беда изобретателя. За 30 лет, в течение которых он собирает автомобили, Рудик так и не решился одну из моделей поставить на поток – не был окончательно доволен результатом. Впрочем, “Панько” может стать первой серийной моделью Рудика – сейчас он ведет переговоры о запуске производства первой партии. Для начала, 10 штук в месяц.
Уже есть предприятие, которое готово заняться выпуском автомобилей Рудика – Харьковский автомобильный завод, довольно крупный, сегодня занимается ремонтом военной техники. “Они к нам приезжали, и мы договорились, что по нашим чертежам они будут изготовлять такие автомобили и продавать их. Я отдаю им бесплатно техдокументацию, идею – все. Они могут сами делать машины и сами продавать. Мне от них ничего не надо. Единственное, что я прошу – чтобы на корпусе была табличка с надписью “Рудик” – мне этого достаточно”, – говорит изобретатель.
Если по городу будет ездить машина с такой надписью, значит я недаром жил на Земле. Я хочу, чтобы люди оценили мои идеи, чтобы мои идеи приносили людям пользу.
Рудик достает из стола альбом для рисования. В нем – его задумки, начерченные в масштабе 1:100. Некоторые автомобили он построил (среди рисунков видим и “Панько”), а некоторые пока остаются на бумаге. Например, автомобиль для инвалидов, который раздвигается посредине на метр, чтобы человек мог легко в него сесть, а не сгибаться в три погибели. “У меня таких альбомов два десятка”, – говорит Эдуард Григорьевич.
В команде Рудика – конструктор, инженер, который делает техническую документацию, и несколько рабочих – они занимаются непосредственно сборкой. Комплектующие закупают в Китае у производителя – это самый бюджетный вариант. Таким образом, одна машина, включая все затраты – от закупки деталей до сборки – обойдется на производстве до $5000.
О рыночной цене Рудик пока не говорит, но планирует, что изначально наценка будет совсем небольшая – скажем, $1000. А по мере роста спроса цена также будет расти. Впрочем, в Европе автомобили с аналогичными характеристиками стоят от 8000 евро и выше. “А у нас новый электромобиль обойдется от $17 000 до $20 000”, – говорит Рудик. Поэтому считает, что “Панько” может стать хорошим выбором для небогатых горожан.
Производство концепта стоит дешевле, но тоже требует существенных вливаний. Рудик финансирует свое хобби за счет основного бизнеса – завода в Фастове “Ариан”, которому 24 года. “В год у меня уходило как минимум по 100 000 грн. Таким образом, за все эти годы я потратил на свое хобби 2,4 млн грн”, – рассказал Эдуард.
Палки в колеса “Панько”?
Концепт “Панько” полностью на ходу, однако по городу на нем не может проехаться даже сам Рудик. Регистрация самодельного автомобиля в Украине – реальная проблема. Чтобы это сделать, нужно сначала согласовать техническую документацию со всеми автоинспекциями, санитарами и дорожниками, а потом отдать автомобиль на технические испытания. По прохождению всех кругов этого бюрократического ада в теории конструктору выдают сертификат соответствия технической документации фактическим характеристикам, и только с этим сертификатом можно идти в ГАИ – регистрировать автомобиль.
Сей процесс в Украине может длиться вечно и факты его прохождения истории неведомы. “При СССР самодельщик мог прямо в ГАИ зарегистрировать свое авто. Было всего 16 требований, и если ты их выполнил, можешь на месте получить номера и сам ездить на своей машине. А сейчас требований очень много, все настолько забюрократизировано, что зарегистрировать свою машину практически невозможно”, – рассказал ведущий специалист проекта “городской электромобиль” и “электромобили для людей с ограниченными возможностями” Александр Мунгалов.
“Сейчас предъявляют какие-то несусветные требования. Мы не единственные самодельщики, которые не могут зарегистрировать свою машину. Создатель автомобиля “Электра-2″, наверное, живет в том испытательном институте, но его постоянно отправляют домой со все новыми и новыми претензиями”, – говорит Саша. На выставки конструкторы ездят на эвакуаторе, на автомобильные дороги не выезжают.
На этой минорной ноте мы перемещаемся в гараж, где собирают автомобили. Здесь стоят как полностью готовые, так и частично разобранные модели. Из готовых мы видим далеко не все – некоторые машины находятся в другом гараже Рудика, а еще несколько – выкупили.
В мире самодельных автомобилей
В первую очередь мы осматриваем “Панько”. Александр почти бесшумно выезжает на машине из гаража, и мы осматриваем ее на улице. “Панько” привлекла много внимания на конференции Kyiv Smart City – тогда к ней выстроилась целая очередь из журналистов.
Аккумуляторов в “Панько” шесть – два спереди и четыре сзади. На полном заряде она может преодолеть 100 км без подзарядки, а заряжаются аккумуляторы за считанные часы. Основная прелесть даже не в том, что в такой машине нет ничего лишнего, а в том, что проехать 100 км обойдется водителю максимум в 7 грн, а то и даром. Например, на заправках ОККО электрокары заряжают бесплатно, говорит Александр.
Максимальная скорость – 70 км/ч. Рудик убежден, что больше и не нужно – он противник быстрой езды по городу. В салоне два места – для водителя и пассажира. Он довольно просторный. Из элементов управления – только зажигание, руль, две педали – газ и тормоз – и рычаг переключения направлений “вперед-назад”, который больше напоминает тумблер, нежели коробку передач. Машина ориентирована на женщин, и я признаю, что для меня это идеальный вариант как по характеристикам, так и по стоимости.
“Кріпак” – спортивная машина Рудика. Тягловая лошадка – отсюда и название модели. Ее он собрал в 2013 году.
“Козак” – более старая модель, 2003 года сборки. Это единственная машина, которая уцелела на съемках фильма Бондарчука “Обитаемый остров” и вернулась домой.
Режиссер увидел машины в интернете после очередной выставки и сам вышел на Эдуарда Григорьевича. Его привлек именно дизайн автомобилей – они идеально подходили под антураж его футуристического фильма. Машины Бондарчук взял в аренду, но вернул только одну – остальные разбили во время съемок погони. Впрочем, Рудик не в обиде – режиссер щедро оплатил потерю конструктору. Впрочем, точную сумму Эдуард Григорьевич называть не захотел.
“Козак” – не электрическая машина, в нем установлен двигатель от мотоцикла, довольно мощный, но бензиновый. “Я хотел, чтобы эти автомобили изготовлял Киевский мотозавод, но в итоге его закрыли”, – рассказывает Рудик.
Есть в линейке Рудика и трехколесные авто, которые напоминают крытый мотоцикл с коляской. В одном из них даже руль мотоциклетный, что делает автомобиль совсем уж необыкновенным.
Это “Косик” – гибрид, в котором будет и бензиновый, и электродвигатель:
Технология сборки “Панько”
Все корпуса изготовляют из пластика. Сперва вырезают заготовки из пенопласта, затем обклеивают пластиком. Здесь же стоит еще неготовый корпус, покрытый стеклопластиком. Ему предстоит шлифовка, затем его зашпаклюют и покрасят. Это будет “Варяг” – вездеход Рудика.
Весит такой автомобиль совсем немного – всего 350 кг, вся конструкция громоздится на металлическом корпусе. Кузов, хоть и пластиковый, но, по словам Александра, намного прочнее жести, из которой сегодня изготовляют автомобильные кузовы. “Такой же материал используют для производства легких самолетов. Он не только прочный, но и простой в ремонте – поправить вмятину можно самостоятельно, без вмешательства специалистов-жестянщиков. Там, где сломалось – промазать клеем, зачистить и закрасить. Плюс кузов не подвержен коррозии”, – говорит Саша.
Это “Бурсак”, в ней будут необычные двери, они открываются вверх, а сама конструкция называется “гильотина”.
Еще несколько автомобилей у Рудика купили станции техобслуживания – они используют их в качестве выставочных экземпляров, чтобы завлекать посетителей необыкновенным дизайном. Например, на улице Народного ополчения стоит сразу две машины – оранжевая “Мамай” и желтая “Рута”.
Любимое дело или бизнес?
Если не брать во внимание модели, которые купил Бондарчук и станции техобслуживания, хобби Рудика пока не приносит ему дохода, а только требует затрат. Инвесторы готовы вложить в производство деньги, но сперва хотят увидеть готовую серийную машину, которую можно зарегистрировать в ГАИ. А еще хотят видеть спрос.
“Когда-то кто-то в интернете написал, что наши элекрокары стоят 13 000 грн. После этой новости к нам приехали трое людей из Индии и сказали, что хотят покупать по 1000 машин каждый месяц. Но на 13 000 можно купить только три аккумулятора. Напутали. Тем не менее, этот случай говорит о том, что спрос на маленькие дешевые автомобили есть. И сегодня он не удовлетворен”, – подчеркнул изобретатель.
По его словам, в списке желающих купить такой автомобиль уже примерно 200 человек. Они сами находят контакты в интернете, сами звонят. Некоторые готовы сделать предоплату $2000, однако Рудик отказывает: “Продавать то, чего еще нет, я не хочу”.
Сейчас команда Эдуарда Григорьевича ищет инвесторов, которые могли бы вложить в первую партию $50 000 – этого хватило бы на выпуск 10 машин. Тогда ноу-хау не пришлось бы отдавать даром. Учитывая, что 200 человек уже подтвердили намерения купить “Панько”, отбить эти средства инвесторы могли бы в два счета. Хочется верить, что на свое 75-летие Эдуард Григорьевич получит самый ценный подарок – первый серийный автомобиль линейки “Рудик”.