Все хвалят уровень развития технологий и инноваций в Украине. У нас крутые программисты и талантливые ученые. Но сейчас сообщество молодых ученых не на шутку обеспокоено: проект бюджета, который в эти дни рассматривают в парламенте, может затормозить развитие науки в Украине и остановить реформу, работа над которой шла несколько лет. Кроме того, в бюджете предполагается выделить так мало денег на науку, что, по оценкам Совета молодых ученых НАН, исследовательским учреждениям придется перейти на трехдневную рабочую неделю. Воплощенная реформа может остановить отток “мозгов” из страны, а вот если ее заблокируют, этот процесс только усилится.

Сначала немного предыстории. 26 ноября парламент принял закон “О научной и научно-технической деятельности”. Его называют реформаторским и проевропейским. Над ним долго работали чиновники, эксперты, ученые, он предусматривает серьезное реформирование науки в Украине. Для примера: создание Нацсовета по науке при Кабмине, который будет наполовину состоять из ученых и будет помогать властям формировать госполитику; создание Национального фонда исследований, который будет прозрачно распределять средства на изыскания; нормы по евроинтеграции, которые упростят украинским ученым работу с европейскими коллегами. Грубо говоря: если украинскому биологу понадобится микроскоп, которого нет в Украине, то он может использовать ресурсы европейского вуза.

В нем есть и множество других норм, обновляющих устаревшее законодательство. К примеру, сейчас украинский ученый, чтобы поехать на полгода на стажировку или участие в исследовании за рубеж, должен фактически обманывать государство: оформлять сначала отпуск, а потом отпуск за свой счет, потому что иностранные стажировки действующим законодательством не предусмотрены.

В общем, мнение научного сообщества и властей сошлось на том, что это хороший закон. Но президент пока его не подписал, хотя сроки уже подходят. “Если закон не заработает, мы законсервируем состояние стагнации украинской науки”, – уверена Лилия Гриневич, глава Комитета ВР по науке и образованию.

Более того, проект госбюджета в текущем виде сводит на нет нормы этого закона. Если бюджет примут в существующем виде, то наука в Украине окажется в сложной ситуации. На 2016 год в бюджете предусматривают на науку 2,024 млрд грн, а НАН нужно минимум 2,77 млрд – это финансирование прошлого года плюс индексация зарплат и учет инфляции.

“Мы и так работаем 4 дня из 5-дневной недели. Если финансирование урежут, будем работать 3 дня. Многие институты до сих пор не включили отопление, чтобы сохранить деньги на морозы”, – рассказывает Юлия Безвершенко, физик-теоретик и заместитель главы Совета молодых ученых НАН.

“Звучат вопросы: зачем финансировать НАН? Но нам ведь придется конкурировать с европейскими учреждениями, а с текущими планами по финансированию это равносильно участию в гонках, где все на феррари, а мы на запорожцах”, – говорит вице-президент НАН Анатолий Загородний.

Но и без урезания финансирования в бюджете есть нормы, которые возмущают ученое сообщество. В ст. 30, к примеру, предлагается за 7 месяцев провести переаттестацию всех научных учреждений страны и по итогам – оптимизировать (т.е. слить или закрыть) учреждения, которые ее не пройдут. Но “галопом” это не делается, считают в Совете молодых ученых. На такую процедуру нужно 2-3 года. Украинская система переаттестации – очень устаревшая, родом из 90-х. А Европейская комиссия предложила помощь в переаттестации научных заведений Украины. Страна участвует в программе «Горизонт 2020», причем Украине уже подтвердили заявку на использование Horizon 2020 Policy Support Facility: панель экспертов из ЕС оценит состояние науки и инноваций в стране и даст рекомендации по реформам.

12308746_10156812689630355_6475888905419797783_n

Молодые ученые – за реформу науки

Еще одна норма из ст. 30 касается того, кто будет распределять бюджетные средства. Главным распорядителем остается НАН, хотя в изначальном проекте бюджета, подготовленном Минфином, предлагалось отдать эту функцию Минобразования. Но отраслевые академии не станут прямыми распорядителями бюджетных средств (как то предлагает закон о науке), а будут получать их через профильные министерства.

“Сейчас у нас точка бифуркации: или украинская наука останется стагнировать, или запустятся реформы”, – говорит Александр Скороход, глава Совета молодых ученых.

Опрошенные AIN.UA ученые подтвердили, что “чемоданные настроения” в исследовательской среде есть, и утечка мозгов будет очень зависеть от политики властей в адрес науки. “Если бюджет примут как есть, во-первых Украина выпадет надолго из исследовательского поля Европы, во-вторых, молодые ученые, которые еще хоть на что-то надеялись, просто уедут”, – говорит нейрофизиолог Алексей Болдырев.

Подытоживая: молодые ученые Украины просят президента как можно быстрее подписать реформаторский закон, а также настаивают, чтобы ст. 30 была убрана из проекта бюджета, поскольку в нынешнем виде госбюджет затормозит внедрение закона о науке и технологиях.

Молодые ученые проводят не только пресс-конференции, но и митинги, чтобы донести свое мнение до власти. Петиция на эту тему на сайте президента собрала уже 11 000 подписей. В Facebook все новости по теме можно отслеживать по тегу #‎SaveUkrainianScience‬.