Растущее количество так называемых диалоговых приложений, вроде Magic или Facebook M, побуждает представителей технологической индустрии переосмыслить будущее приложений и их внешнего вида. Графический дизайнер Тони Аубе проанализировал тенденции, которые вырисовываются на данный момент, и пришел к выводу, что сферу дизайна ждут большие перемены и все ведет к тому, что интерфейсы (UI – user interface) исчезнут в принципе. Свои мысли он подробно описал в статье на TechCrunch, перевод которой мы приводим в полном виде.
Пару месяцев назад я писал о своем видении того, что приложения вроде Magic и Operator могут стать следующей «большой вещью».
Если вы не слышали об этих приложениях, то их главная особенность в том, что они не используют традиционный интерфейс для взаимодействия с пользователем. Вместо этого все происходит в пределах одного экрана с перепиской. Их называют «невидимыми» или «диалоговыми» приложениями, и с момента написания моей последней статьи на рынке появилось еще несколько похожих аппов. Даже Facebook презентовал M, персонального ассистента, встроенного в Messenger, который поможет вам с чем угодно.
Несмотря на то, что все эти приложения работают в разных сферах: от проверки ваших банковских счетов, назначения встреч, бронирования мест в ресторане до персонального тревел-ассистента, у них есть одна общая черта – в основе каждого из них лежит переписка.
Взлет переписок
Мэтти Макконен – разработчик софта, который скончался несколько месяцев назад. Подозреваю, что вы не слышали о его смерти и скорее всего не знаете, кем он был. Так или иначе, Макконен – пожалуй, один из главных людей в мире коммуникаций. Я имею в виду, что по значимости его можно сравнивать с Александром Беллом. Он создал SMS.
Если вы не осознаете, насколько всеобъемлющими SMS стали в наши дни, подумайте еще раз. SMS – это самое используемое приложение в мире. Три года назад у него было 4 млрд активных пользователей. Это в четыре раза больше количества пользователей Facebook. Переписка, а в особенности SMS, медленно и уверенно завоевала мир. На данный момент эта технология имеет фундаментальное значение для человеческого общения, именно поэтому такие приложения как WhatsApp или WeChat сейчас стоят миллиарды.
Несмотря на то, что переписка заняла основное место в нашей повседневной жизни, она все еще остается лишь частью межличностных коммуникаций. А что если вывести переписку за пределы этого? Что если переписка сможет изменить то, как мы взаимодействуем с компьютерами, точно так же как она изменила способ нашего общения друг с другом?
Входит Искусственный интеллект (ИИ)
В недавнем фильме «Из машины» миллиардер создает Аву, робота со внешностью женщины, обладающего искусственным интеллектом. Для того, чтобы протестировать свое изобретение, он находит юного инженера, чтобы посмотреть, сможет ли он в нее влюбиться. Вся суть фильма сводится к тесту Тьюринга – тесту, придуманном Аланом Тьюрингом (также фигурирует в недавнем фильме «Игра в Имитацию»), для того, чтобы определить, соответствует ли искусственный интеллект человеческому. Робот, который пройдет тест Тьюринга, окажет огромное влияние на человечество, поскольку это будет означать, что искусственный интеллект достиг уровня человеческого.
Хотя мы еще далеки от создания роботов вроде Авы, которые действовали бы подобно людям, мы неплохо развили симуляцию человеческого интеллекта в более узких контекстах. И один из лучших таких контекстов, как вы уже догадались, – переписка.
Это стало возможным благодаря машинному обучению – процессу, при котором компьютер учится понимать и решать проблему самостоятельно вместо проектировки решений инженерами. Машинное обучение полностью изменило правила игры. Оно позволило ИИ достичь таких вершин, на которые раньше потребовались бы десятилетия. Сегодня компьютеры способны слышать, видеть, читать и понимать людей лучше, чем когда-либо. И это открывает двери для целого мира новых возможностей, для приложений, который базируются на ИИ. Туда и направляются предприниматели.
В порыве этой золотой лихорадки переписка выглядит как легкодоступный плод. Это можно объяснить тем, что цифровой текст, в отличие от всех остальных форм ввода данных, является наиболее прямолинейным. Текст – это константа, он не содержит в себе всей двусмысленности, которая присуща другим формам коммуникации, вроде голоса или жестов. Более того, переписка несет с собой более комфортный user experience, поскольку кажется вполне естественной и привычной. Когда переписка становится интерфейсом, не нужно разбираться с новыми интерфейсами, каждый из которых наполнен разными меню, кнопками и метками. Это объясняет нынешний рост популярности невидимых и диалоговых приложений. Но есть более важная причина, которая кроется еще глубже.
В направлении компьютерного взаимодействия без интерфейсов
Рост популярности таких приложений недавно натолкнул меня на поразительный вывод: развитие технологий, особенно в сфере ИИ, стремительно делает традиционные интерфейсы бессмысленными. Мне это не нравится, но я верю, что технологический прогресс сделает UI инструментом прошлого, чем-то архаичным для процесса взаимодействия Человек-Компьютер. И это хорошо.
Мне могут возразить, что диалоговые и невидимые приложения не лишены собственного интерфейса. В конце концов, они все равно нуждаются в экране и интерфейсе чата . Действительно, эти приложения нуждаются в некотором дизайне интерфейса, но это лишь верхушка айсберга. На самом же деле новые технологии обладают потенциалом, который позволит избавиться от экранов вовсе. Чтобы убедиться в этом, посмотрите на эти два видео.
На первом видео показана презентация проекта Soli, маленького чипа, созданного Google для улучшения распознавания жестов. На втором показан Emotiv, продукт, который способен считывать мозговые волны и понимать их значения через электроэнцефалографию (ЭЭГ). Несмотря на то, что обе технологии кажутся чем-то фантастическим, это не так. Они уже существуют и работают, и имеют одну общую черту: им не требуется интерфейс для ввода данных в компьютер.
Это весьма тревожный тренд, когда осознаешь его, будучи дизайнером. В мире, в котором компьютер умеет видеть, слушать, говорить, понимать и отвечать, какой смысл в интерфейсе? Зачем разрабатывать дизайн приложения, которое управляет вашим банковским аккаунтом, если можно с ним просто поговорить? Вслед за способом взаимодействия через интерфейс мы входим в мир взаимодействия Мозг-Компьютер. В этом мире цифровая телепатия вкупе с ИИ и другими способами ввода позволят нам взаимодействовать с компьютером напрямую, без необходимости в экране.
Технологический румпель
Во время своего выступления на CHI 2014, Скотт Дженсон представил концепцию технологического румпеля. Согласно его теории, технологический румпель – это когда мы ошибочно применяем старый дизайн к новым технологиям, предполагая, что это сработает. Термин перекочевал из понятия лодочного румпеля, который долгое время оставался единственным известным человеку способом навигации. Следовательно, когда придумали первые машины, вместо рулевого колеса для навигации использовали лодочные румпели.
В результате машинами было крайне тяжело управлять и существовала высокая вероятность аварии. Машины получили широкое распространение только после изобретения рулевого колеса. Важный урок для дизайнера: перемены в контексте или технологиях чаще всего требуют другого подхода к дизайну. В данном примере новая технология двигателя потребовала дизайна рулевого колеса, что привело к созданию финального продукта – автомобиля – который смог развить весь свой потенциал.
Игнорирование технологического румпеля зачастую ведет к провальным продуктам. Если же его учитывать и находить пути решения, это ведет к революциям и феноменальному успеху. И если нужен пример компании, которая отлично поняла этот принцип – то это Apple с изобретением iPhone и iPad.
Технологическим румпелем выступала Nokia, которая оставила физическую клавиатуру поверх телефона. Хорошим дизайнерским решением стало создание тачскрина и цифровой клавиатуры.
Технологическим румпелем была и Microsoft, который установила Windows XP на планшет. Хорошим дизайнерским решением была разработка новой операционной системы, предназначенной для работы с пальцами.
И я думаю, что технологическим румпелем окажется тенденция встраивать экран в каждое новое устройство, поддерживающее «интернет вещей». А что если хороший дизайн – это избегать экрана как такового?
История с технологическими румпелями учит нас тому, что излишнее увлечение устаревшими решениями и идеями – это верный путь к провалу. Новые стартапы, которые разрабатывают невидимые и диалоговые приложения, понимают это. Они понимают, что интерфейс – это не продукт сам по себе, а лишь способ подобраться к самому продукту. И если в обход этого способа можно добиться лучшего опыта использования, значит, этим определенно стоит заняться.
Какое будущее у дизайнеров без работы?
Верю ли я в то, что ИИ возьмет верх, интерфейсы устареют и все дизайнеры останутся без работы?
Не совсем. Насколько я понимаю, интерфейсы все равно понадобятся для того, чтобы показывать результаты обработки данных компьютером. В обозримом будущем люди все равно будут использовать экраны для чтения, просмотра видео, визуализации данных и т.д. Более того, как справедливо отметили в этой статье, диалоговые приложения сейчас хороши только для специфического набора задач. Именно поэтому они подходят для новых технологий вроде Emotiv и проекта Soli. Так что несмотря на всю инновационность, такой подход подойдет не для всего, и интерфейс еще долго будет использоваться для специфических функций.
Я же верю в то, что такие технологии фундаментально изменят подход к дизайну как таковому. Это важно понимать тем, кто планирует строить карьеру в сфере технологий. В будущем, в котором компьютеры способны видеть, слушать, говорить и отвечать, насколько востребованы будут ваши способности создавать скетчи?
Пускай это станет тревожным сигналом для вашей самоуверенности. Среди дизайнеров интерфейсов имеется тенденция решать любые дизайнерские проблемы при помощи UI. Революция в области ИИ заставит нас пересмотреть наши взгляды на то, каким должен быть дизайн процесса взаимодействия с компьютером. Это заставит нас выйти из зоны комфорта и посмотреть на вещи шире, сконцентрироваться на том, как должно вести себя все приложение, а не отдельный экран. И это означает потрясающее будущее для дизайнеров.