На прошлой неделе “ПриватБанк” запустил сервис P2P-кредитования: пользователям предложили ссужать деньги напрямую заемщикам, которые обращаются в банк за кредитами. Через несколько недель банк собирается запустить на этой площадке украинский “аналог Kickstarter”. Но банковский сервис (в том виде, в котором его анонсируют сейчас) нельзя назвать прямым аналогом краудфандинговой площадки для стартапов.

Сервис будет работать так: маленькие компании (вроде ресторанов, булочных, фото-студий, магазинов одежды) будут выставлять на площадке свои заявки на получение денег. Размер заявки – до 300 000 грн. В заявке будет описание предприятия, а также бонусы и другие виды программ лояльности для вкладчиков, которые заявку поддержат. Заявка будет собирать инвестиции не больше двух месяцев.

Пользователи банка смогут выбирать, какой из представленных проектов они хотели бы поддержать деньгами. После окончания срока все собранные средства (в виде платной ссуды) банк передаст владельцу компании. Эти вложения будут застрахованы (в случае с сервисом P2P-кредитования страховой компанией выступила «Ингосстрах»). Банк обещает рефинансировать платежи заемщика, если тот будет нарушать график выплат.

“Инвестору надо выбирать объект финансирования не по рискованности вложения, а по тому, что ему больше по душе – стейки, булки или платья”, – отмечает Олег Гороховский, первый заместитель председателя банка.

В чем отличия анонсированной площадки от Kickstarter? Их два:

  • Финансирование бизнесу будет выдаваться под процент: около 2,4-2,5% в месяц, это фактически кредит. За год получится внушительная сумма. Правда, в банке утверждают, что если инвесторы согласятся делать вложения дешевле, ставка может уменьшиться.
  • Площадка рассчитана скорее не столько на стартапы, сколько на более традиционные бизнесы.

Напомним, в Украине недавно запустили краудфандинговую платформу для учителей.  Главная цель проекта — поддержать инициативы «снизу» в сфере образования.