По мнению Ричарда Сасскайнда, автора книги «Конец юристам? Переосмысление природы юридических услуг», рынок юридических услуг меняется под воздействием трех глобальных факторов – давления, оказываемого ценами, новыми конкурентами и технологиями. К 2020 году помимо методов обработки документов и средств общения до неузнаваемости изменятся процесс оказания юридических услуг.

Неотъемлемой частью эволюции юридических услуг от штучного и уникального продукта к массовому и типовому будет широкое применение ботов, которые функционируют в среде мессенджеров. Боты на службе юриста – это еще один канал дистрибуции контента, привлечения новых клиентов и продажи услуг.

Илларион Томаров

Илларион Томаров

Будущее юридических ботов уже наступило

18-летний британский студент Джошуа Броудер (Joshua Browder) в прошлом году открыл сайт, который помогает автовладельцам автоматически составить и отправить апелляцию на квитанцию о штрафе. Самостоятельно люди не могут этим заниматься, потому что процедура представляется сложной, а услуги юриста превышают размер штрафа. Сайтом воспользовались около 100 000 человек, почти 40% апелляций были успешными и за полгода бот-юрист помог вернуть штрафов на $3 млн.

Первейшее место применения юридических ботов – оказание базовых юридических услуг. Речь идет о том, что регистрацию компаний, составление завещаний и простых договоров, заполнение стандартных налоговых деклараций для граждан в будущем будут выполнять боты.

Если бот «подружится» с электронной цифровой подписью (ЭЦП), это откроет возможности по автоматической подаче заявок на торговые марки, получение лицензий и подаче исков в суд в электронной форме и многое другое.

Боты не только поставляют контент, но и могут зарабатывать

Юридические боты могут обслужить клиента (зарабатывая деньги фирме) и заменить часть работы младшего юриста (экономя его время для более сложных задач и аналитики).

Может ли бот составить простой договор купли-продажи? Элементарно. Он задает пользователю десяток ключевых вопросов, чтобы заполнить существенные условия договора, а потом еще десяток второстепенных – даже если пользователь не знает ответа, бот вставит шаблонную формулировку.

Узкоспециализированные юристы подобрали контент – лучшие формулировки условий, отточенные судебной практикой и тысячами часов переговоров, а пользователь получил его без лишних проволочек. Договор уже готов к подписанию – высылайте партнеру, распечатывайте, делитесь.

Услуги такого бота могут пригодиться мелкому и среднему бизнесу, который не может тратить время и деньги на частое привлечение юристов-консультантов, а штатный юрист не может быть специалистом во всех отраслях одновременно. Например, оплата в форме ежемесячной подписки, в которую входит 10 запросов, а если нужны более сложные договора – открываете доступ к ним за дополнительную плату.

Другой пример будущего юридических ботов – генерировать стандартные жалобы, например, о защите прав потребителей, или шаблонные иски о взыскании задолженности по кредиту. У банка тысячи одинаковых должников – вместо сотни юристов, бот собирает и объединяет первичные документы из электронной базы, оплачивает судебный сбор, а юрист за 10% времени, которое он раньше тратил на эту работу, проверяет готовый пакет документов перед отправкой в суд.

В США особенно востребована услуга по прогнозированию результата потенциального судебного разбирательства. Так, системой predictive coding (прогнозирует исхода дела в суде) пользуются уже 3% крупнейших международных юрфирм. Однако в Украине ожидать появления программ, прогнозирующих решение суда в ближайшее время не следует, пока ВСУ не начнет радовать единством практики в однообразных делах.

Более ожидаемое применение ботов при обслуживании клиента юридической фирмы – рассылка новостей об изменениях в законодательстве, т.н. legal alerts. Выбираете практику или отрасль, бот шлет заголовки новостей из свежей подборки. В M&A вероятно применение бота путем опроса клиента, который поможет юристам создать черновой вариант документа по сделке.

f549fb54a2f543d195b45a0c12232831

Бот как причина увольнения младшего юриста

Гораздо более разнообразные задачи может выполнять бот для внутренних целей юридической фирмы: от поиска нормативно-правовых актов до поиска судебных решений; от поиска в базе торговых марок на тождество и сходство до подачи заявки на регистрацию обозначения.

Пока рано говорить, что боты смогут заменить младшего юриста, но точно высвободят время на более сложные задачи, требующие внимательности и аналитических способностей.

Если бот получит API и доступ к базе реестра судебных решений, он сможет выполнять очень тонкий поиск. Например, в данный момент старший юрист участвует в переговорах, где возник вопрос о рисках отстоять в суде новое условие неустойки, которое клиент хочет добавить в договор. Обычно для получения оперативного ответа он поручает задачу младшему юристу. Тот погружается в чтение трех сотен судебных решений разных инстанций, а достоверность ответа зависит от его внимательности (уровень которой падает с каждым прочитанным решением).

Моделируем ситуацию с участием бота. Юрист указывает формулировку, статьи закона, которые применимы к ней и запрос о судебных решениях с позитивным результатом (суд одобрил применение такого способа обеспечения обязательства). Получив два десятка решений, он гораздо быстрее и внимательнее их изучит, а вывод о рисках будет более точен.

Такой бот – мечта судебного юриста. Он поможет и при выборе правильного способа защиты, и для оценки мер ответственности при составлении договора, и для аргументации заявления об обеспечительных мерах.

Оценка обозначений по охраноспособности регистрации в виде торговых марок – не менее значительная часть рутинной работы. Специально настроенный (обученный) бот поможет провести поиск на тождество и сходство, выдав найденные обозначения с приблизительным процентом совпадения. Такой просчет шансов потребует оценки «живого» специалиста, но упростит и ускорит задачу отсеивания проблемных знаков.

По мнению экспертов, создание ботов является частью двух больших трендов в маркетинге и коммуникации: стремление узнать о потребностях и привычках потребителей, а также развитие доставки контента в формате диалога. Юридические боты способны потеснить классический подход к уникальности каждой юридической услуги, потому нужно учится применять этот инструмент (бот – как молоток: им можно забивать грозди, а можно играть во фрисби, все зависит от мастера).

Автор: Илларион Томаров, старший юрист, руководитель практики AstapovLawyers