Известный предприниматель Илон Маск сделал на недавней конференции Code Conference сразу несколько громких заявлений. Во-первых, назвал примерную дату пилотируемого полета к Марсу, во-вторых – сравнил наш мир со сконструированной реальностью. Конечно, это все – теоретические размышления, но в свете бешеной популярности виртуальной реальности над ними стоит поразмыслить.
Маск отметил, что много времени потратил на размышления о том, может ли реальный мир быть симуляцией. Приводим цепочку его размышлений на эту тему:
«Самый сильный аргумент в пользу того, что мы находимся в симуляции, наверное, следующий. Сорок лет назад у нас была игрушка Pong: два прямоугольника и точка. Так выглядели тогда игры.
Сорок лет спустя у нас уже есть фотореалистичные 3D-симуляции, в которых миллионы людей играют одновременно и с каждым годом они улучшаются. Скоро у нас будут игры в виртуальной и дополненной реальности.
При любом темпе их развития игры станут неотличимыми от реальности. Даже если темп развития замедлится тысячекратно. Затем, давайте представим себе будущее через 10 000 лет, что на эволюционной шкале – очень незначительный период.
Мы находимся на пути к тому, что игры станут неотличимы от реальности, и при этом смогут запускаться на любой приставке, ПК, любом устройстве. И при этом существуют миллиарды таких устройств, кажется логичным предположить: шансы того, что мы сами находимся в объективной реальности – один к миллиарду…».
Основной тезис Маска в том, что у человечества два варианта: либо рано или поздно создать подобную симуляцию в будущем, либо уже быть чьей-то симуляцией. Любая цивилизация, развиваясь, должна прийти к созданию виртуального мира, остановить это развитие может только какая-нибудь катастрофа. Поэтому человечеству лучше надеяться на существование таких симуляций.
«Возможно, нам стоило бы ожидать, что мы находимся в симуляции, есть только две возможности: мы либо создадим симуляции, неотличимые от реальности, либо наша цивилизация исчезнет…
…Одна из вещей, которые последующие поколения могли бы создавать с помощью своих суперкомпьютеров – детальные симуляции своих предков или же людей, подобных предкам… Предположим, что эти симуляции обладают сознанием. Тогда получится, что огромное количество разумов, подобных нашим, не принадлежат к оригинальной расе, но является людьми, которых создали продвинутые потомки оригинальной расы. Значит, возможно предположить, что если бы это был наш случай, было бы рационально подумать, что мы – скорее среди симулированных разумов, чем среди оригинальных биологических. А значит, если мы сейчас не признаем, что мы находимся в компьютерной симуляции, мы не можем предположить, что у нас появятся потомки, которые сами смогут запускать множественные симуляции своих предков».
Полностью интервью Маска можно посмотреть ниже, дискуссия о симуляциях начинается примерно с 1:14:00:
Отметим, что существование сознания в симулированной реальности – довольно популярная тема в научной фантастике. В романе австралийского математика Грега Игана «Город перестановок», к примеру, люди получают условную вечную жизнь, перенеся сознание в виртуальные миры, а главная героиня-программист создает мир с альтернативными, более простыми законами физики, химии и биологии и придумывает закономерности, по которым в этом мире может развиваться разумная жизнь. Жизнь, зародившаяся в ходе компьютерной симуляции-игры, в конце концов одерживает верх над своими создателями.
Напомним также, что Маск – довольно известный любитель компьютерных игр. Илону нравятся FPS с сюжетом, вроде Bioshock, Fallout или Mass Effect. У всех трех игр – как минимум по три версии, на прохождение каждой можно убить от недели до пары месяцев. Также ему нравятся стратегии вроде Civilization и Warcraft. И это еще не все. Маск – фанат Kerbal Space Program. Логично, ведь этот симулятор космических полетов – любимая игрушка многих ученых и астронавтов.