В последний день февраля из-за проблем с облачным хранилищем Amazon S3 многие популярные сервисы, включая Slack, Trello и Medium работали с перебоями. Как выяснилось позже, это произошло из-за оплошности сотрудника. Компания Джеффа Безоса является лидером на рынке облачного хранения данных, поэтому неполадки в работе AWS приводят к ощущению, что сломался едва ли не весь интернет. Но, оказалось, что помимо популярных онлайн-инструментов от сбоя пострадали и вещи физические: многие люди потеряли контроль над «умными» домами. Редакция AIN.UA приводит адаптированный перевод заметки предпринимателя Ранда Хинди, который описал эту проблему у себя в блоге на Medium.

28 февраля некоторые люди, вернувшись домой с обеда в США, заметили, что их лампочки не работают. Они также не могли выключить духовку, включить телевизор или открыть ворота гаража. Причиной этого стали неполадки сервиса облачного хранения данных Amazon S3. На него опирается работа многих гаджетов, большинства устройств интернета вещей и огромного количества веб-сайтов.

Это неловкий момент настал из-за того, что все устройства интернета вещей с облачной инфраструктурой, которая реализована через Amazon, зависят как от интернет соединения, так и работы серверов. Этой проблемы можно было бы избежать, если бы подключенные устройства могли работать автономно и не зависели от облака.

Что представляет из себя облачный интернет вещей?

Если у вас установлена облачная IoT-лампочка, то каждый раз, когда вы включаете ее, управляющий хаб отправляет запрос в облако, получает ответ, а затем посылает радиосигнал самой лампочке. Пакеты данных совершают путешествие в тысячи километров только для того, чтобы включить свет в нескольких метрах от вас. Это современный эквивалент ситуации, когда вам необходимо звонить на электростанцию каждый раз, когда вы хотите включить или выключить свет в доме.

То есть, каждый человек с умными лампочками, которые работают через S3, сидит при его поломке в темноте? Нет облака – нет света. Да, сколь хрупки становятся вещи, когда для их работы используется столько ненужных сложных слоев.

Умный дом, подключенный к облаку, быстро испаряется, когда облако перестает работать.

Иметь умный дом, который работает на облачном сервере – то же самое, что иметь дверной замок, ключ для которого нужно просить у корпорации.

Каковы шансы, что та корпорация дойдет до вашего дома, повернет ключ… и потушит свет навсегда? Шансы не велики. Но, все же, вы не должны быть вынуждены каждый раз просить ключ.

IoT-сервисы могут работать на самом устройстве, не завися от интернет-соединения или облака. Это также позволяет им быть по умолчанию более приватными, то есть, не иметь необходимость отправлять личные данные на сервер (как данные, которое получает Amazon с каждым запросом к Alexa).

Прямо сейчас, когда IoT находится в зачаточном состоянии, нам приходится только злорадно тыкать пальцами на людей, сидящих в темноте своих «умных домов». Но мы не далеко от будущего, когда IoT наберет повсеместных масштабов. Со временем от работы облачных сервисов будут зависеть не только «умные дома», но и работа инфраструктуры наших городов, школ, больниц, трасс и самолетов. Сегодня из-за поломки S3 вы не смогли открыть умный замок. Но что произойдет, когда из-за неполадки облака перестанет работать ИИ вашей беспилотной машины?

Пока поломка S3 – лишь повод для интернет-мемов. Но если мы не будем серьезно относится к вопросу безопасности IoT, то ситуация может перерасти в повсеместный кошмар.