Издание Backchannel опубликовало материал про первую в истории Индии межпланетную миссию «Мангальян» и о людях, которые участвовали в ее запуске. Миссия примечательна тем, что на ее подготовку было потрачено всего 18 месяцев, а бюджет составил $74 млн. Редакция AIN.UA выбрала главное и приводит адаптированный перевод материала.

5 ноября 2013 года была запущена ракета на Марс. «Мангальян» была первой межпланетной миссией за всю историю Индии. Лишь 40% миссий на «красную планету», выполненные главными космическими организациями — NASA, российской, японской и китайской — были успешными.

Ни у одной из них не получилось провести успешный запуск с первого раза. Более того, космическая организация Индии ISRO располагала ограниченным бюджетом: миссия NASA Maven стоила $651 млн, «Мангальян» — $74 млн. Для сравнения, бюджет фильма «Марсианин» составил $108 млн. К тому же ISRO отправила ракету всего через 18 месяцев после начала подготовки.

Спустя несколько месяцев и миллионы километров зонд готовился преодолеть гравитацию Марса. Это был критический момент: если бы аппарат вошел под неправильным углом, то либо разбился о поверхность планеты, либо пролетел мимо точки назначения.

В это время на Земле команда ученых и инженеров ждали сигнала. Когда данные обновились, в комнате раздались громкие аплодисменты. Заместитель операционного директора ISRO Нандини Харинат говорит, что работая в таких условиях, «вам больше не нужно смотреть триллеры, чтобы получить острые ощущения».

Это был не единственный успех миссии. Фотография празднующих ученых моментально стала популярной во всем мире.

У девочек из Индии и за ее пределами появились новые герои: те, кто носит сари, вплетают цветы в волосы и отправляют ракеты в космос.

Мумита Дутта

Когда Мумита Дутта была в девятом классе, она изучала свет и восхищалась им. Эта страсть привела ее к обучению инженерного дела. В 2006 году она прочитала в газетах, что Индия готовится запустить первую в своей истории ракету на ЛУНу. Мумита отказалась от получения кандидатской степени за рубежом и проехала полстраны, чтобы присоединиться к ISRO.

Когда организация анонсировала начало подготовки к миссии «Мангальян», ее главной задачей было построить зонд, который преодолеет гравитацию Марса и сможет провести на планете научные эксперименты. Для этой задачи аппарат мог использовать лишь пять сенсоров, каждый весом не более 3 кг.

Мумите предстояло создать первый в своем роде научный прибор для поиска метана на Марсе. «Мы работали над тем, чего раньше никто не делал, поэтому каждый день был вызовом», — говорит сотрудница ISRO.

Мумита Дутта

Мумита и коллеги пришли к выводу, что для измерений лучше всего использовать эталон — оптический фильтр, который никогда не использовали в межпланетных миссиях. Действие эталона было непроверенным, тем не менее, с его помощью команда могла уменьшить вес каждого датчика до нужных 3 кг. Мумита разработала и провела тесты для эталона. Они были настолько важными, что за ними наблюдали даже председатель и члены совета директоров космической организации.

Впрочем, все прошло успешно. После этого оставалось еще несколько месяцев постоянной работы ради единой цели — в абсурдно оптимистичные сроки запустить ракету.

Минал Рохит

В 80-х Минал Рохит проживала в небольшом городе Раджкот и следила за запусками спутников по телевизору. Для индийского общества карьера амбициозных девушек и женщин может показаться протестом. Когда Минал предложили прекратить обучение — «Как она найдет подходящую пару для женитьбы?», — ее отец настоял на обратном.

Инженерное дело было необычным занятием в Раджкоте, особенно для женщин, и Минал сделала выбор в пользу медицины. Она не смогла сдать вступительные экзамены, но ее родители поддержали ее и предложили попробовать свои силы в инженерном деле. Именно об этом она и мечтала.

Минал Рохит

На начальных этапах карьеры в ISRO Минал работала над программой, которая предоставляла доступ к медицинским услугам и образованию в сельскую местность с помощью спутников связи агентства. Но это занятие ей не нравилось. «Человек приспосабливается к комфортным условиям, поэтому я должна снова и снова выходить из зоны комфорта». В ином случае «вы не узнаете, когда фантастика станет реальностью».

Миссия на Марс было именно тем, чего хотела Минал.

Ее задача заключалась в том, чтобы интегрировать компоненты датчика метана в один точный научный инструмент. В обычной ситуации у Минал был бы предел погрешности, который впоследствии должен был исчезнуть к финальному полету. Но во время работы над «Мангальян» все делалось в спешке, поэтому этого предела не существовало.

Обычно компоненты для интеграции приходили к Минал полностью протестированными и проверенными инженерами. Но в этой миссии ей нужно было доверять специалистом на слово. «Я молилась, чтобы ничего не взорвалось, когда я нажму на кнопку», — со смехом вспоминает Минал. К счастью, никаких взрывов не было.

Риту Каридхал

Среднее расстояние от Земли до Марса составляет 225 млн км. Это значит, что сигналы с аппаратов, находящихся рядом с «красной планетой», доходит до центра управления с задержкой в 12 минут. Столько же времени нужно, чтобы аппарат среагировал на команды, посланные с Земли.

Именно поэтому зонда должен уметь летать в автономном режиме. Для этого команде нужно было разработать специальную систему, которая бы могла самостоятельно выявить и решить определенные проблемы во время полета.

Возглавила группу по разработке этой системы Риту Каридхал. Когда Риту начала увлекаться космосом, она и не могла подумать, что в этой отрасли так много технических деталей. «Я думала, что космос — это лишь астрономия, наблюдение за звездами. На самом деле, это техническая работа», — вспоминает Риту.

В девятнадцать лет назад она покинула свой дом в городе Лакхнау и проехала через всю страну, чтобы стать ученым. В день запуска мечты Риту стали реальностью — ее система автономного полета проходила финальные тесты.

После того, как зонд был запущен команде нужно было провести несколько важных операций, чтобы заставить его преодолеть гравитацию Земли и отправиться на Марс. Аппарат обогнул планету шесть-семь раз, перед тем как набрать скорость и под правильным углом отправиться к точке назначения.

Девять месяцев спустя зонд будет готов вступить в новый мир — Марс.

24 сентября 2014 года полет аппарата уже нельзя было скорректировать. Пришло время, когда «Мангальян» должен был лететь самостоятельно. В 7 часов утра система автономного полета была активирована. Спустя 21 минуту, как и планировалось, начал работать двигатель. Через четыре минуты сигнал пропал. Зонд начал преодолевать гравитацию Марса. Если он сделает это под правильным углом, то отправит сигнал на Землю. Если что-то пойдет не так, то о «Мангальяне» больше не будет слышно.

«Каждую минуту, — вспоминает Рута. — Мы отслеживали данные и пытались просчитать возможные аномалии». Но, конечно, команда уже не могла скорректировать курс зонда. Следующие 26 минут Рута и команда провели в абсолютной тишине.

В 8 часов утра с «Мангальяна» поступил сигнал. Мир увидел торжество не только индийской науки, но и ее женщин.

«Без поддержки близких женщина не сможет пойти далеко»

«Наша культура оказывает большое давление на женщин. Даже если женщина амбициозна и талантлива, без полной поддержки со стороны родителей и близких, она не сможет пойти далеко».

Тем не менее, сотрудницы ISRO могут повлиять на это. По словам Мумитты, число женщин в организации за последние годы существенно увеличилось. «Это свидетельствует о том, что все больше поддержки оказывается тем, кто хочет заниматься в этой сфере», — говорит ученая. Сейчас почти четверть работников ISRO — женщины. Космические миссии настолько сложны, что нужно привлекать всех. Если ты тянешься к звездам, то не должен строить стеклянный потолок между Землей и космосом.

Напомним, ранее AIN.UA рассказывал о том, как миллиардер Ричард Брэнсон хочет покорить космос.