Ровно пять лет назад Марк Цукерберг объявил о своей первой громкой покупке. Социальная сеть Facebook приобрела за $1 млрд сервис Instagram: платили наличкой и акциями, которые потом подешевели и сделку позже оценивали в $715 млн. Для Facebook, которая до этого тратила на поглощения суммы менее сотни миллионов долларов, это стало огромной новостью.

В 2012 году Instagram был достаточно маленьким, хоть и считался популярным. Порядка 30 млн установок на iPhone, отсутствие версии для Android, заработок на фильтрах для обработки фотографий. «Мы будем использовать все возможности Facebook – финансовые и кадровые – для стремительного развития площадки», – сообщил тогда руководитель Instagram Кэвин Систром. Для него это была важная сделка: сервис сделал удачный пивот, сумел поднять $50 млн и оценка повысилась до $500 млн. Продажа за $1 млрд позволила в одно мгновение всем 14 сотрудникам стать миллионерами.

Но Марк Цукерберг в итоге получил еще больше. За следующие 5 лет сервис Instagram дорос до феноменальных 600 млн активных пользователей – это в 2 раза больше, чем пользователей Twitter и почти в 4 раза – Snapchat. Причем последняя сотня добавилась всего за год. Instagram подключил рекламу, запустил массу новых функций, а в будущем станет настоящим магазином и сервисом для заказа услуг не выходя из приложения: соответствующие функции уже тестируются.

Нынешних исследований на тему того, сколько может стоить Instagram, нет. В марте 2015 года аналитики Bank of America Merrill Lynch оценивали сервис в $30-37 млрд, а рекламный потенциал сервиса оценивался в $4 млрд выручки в год.

Годом позже американский Forbes поместил Систрома на обложку и написал, что сервис стоит уже $50 млрд. Тогда число пользователей только превысило 500 млн человек. С учетом того, что с того момента добавилась еще 100 млн человек, оценка Instagram поднялась еще выше. В 2018 году сервис может заработать $5 млрд, а число рекламодателей уже перевалило за 1 млн. Это меньше, чем социальная сеть Facebook, но больше, чем любой другой подобный сервис.

Эксперты признают: для Цукерберга это самая удачная сделка в истории. Покупка WhatsApp за $19 млрд все еще не принесла своих дивидендов и мессенджер, пусть и с 1 млрд пользователей, все еще остается убыточным. А компания Oculus, которую Цукерберг приобрел за $3 млрд (официально фигурировала цифра в $2,5 млрд, но потом нашли еще дополнительную выплату в $500 млн), и вовсе стала причиной судебного разбирательства, которое закончилось уходом ключевых сотрудников.

Для Систрома это же самая неудачная сделка: Forbes пишет, что подождав 1-2 года сумма сделки могла быть в 10 раз больше. Сегодня основатель Instagram – миллиардер, у него порядка $1,2 млрд и он занимает 1678 строчку в списке самых богатых. Эван Шпигель, основатель Snapchat, отказавший однажды Цукербергу, занимает 380 место с оценкой состояния в $4,6 млрд. А его компания, которая в четыре раза меньше только по числу пользователей, оценивается в $25 млрд, при том, что на пике ее капитализация и вовсе превышала $30 млрд. Сам Систром ни в одном интервью пока не признался, что жалеет о сделке.