Издание Polygon рассказало о том, как развивается рынок мобильных игр в Пакистане. Среди особенностей — игры на политические темы, заимствования успешных хитов и аутсорсинг для крупных игровых студий. Редакция AIN.UA выбрала главное из материала и приводит его адаптированный перевод.
В марте 2016 году пакистанские протестанты, большинство из которых принадлежало одной из местных экстремистских партий, закидали сандалиями военные вертолеты. Эти события вдохновили Шаяна Сагира. Он создал игру с такой же концепцией и выложил ее на Facebook.
«Я думал, что люди посмеются, а публикация наберет 80-100 лайков и репостов. Но спустя несколько минут игра начала набирать огромное количество отзывов, даже от местных знаменитостей», — говорит Шаян Сагир.
В пакистанском Google Play есть много игр, которые отражают текущую политическую ситуацию в стране. От бесконечного раннера, высмеивающего выборы, до файтера, который отражает кумовство во власти, — молодые разработчики создают эти игры, чтобы подшутить над политиками и публичными персонами. Большинство из таких приложений бесплатно.
С другой стороны, в Пакистане есть своя индустрия геймдева. Существует несколько студий, которые сотрудничают с главными игроками рынка, как например, с Disney и Zynga. Местные студии рисуют анимации, тестируют игры и адаптируют их под разные платформы. К примеру, базирующаяся в городе Лахор Caramel Tech портировала Fruit Ninja на Android и Facebook.
Быть предпринимателем — всегда рисковое занятие, но жизнь в Пакистане ставит специфические вызовы. Тем не менее, некоторым удалось достичь успеха в таких условиях.
Любовь и крикет
Главные игроки рынка разработки игр в Пакистане были первопроходцами. И это, в частности, связано с финансированием. Несколько лет назад в стране не было конкретного способа создать свою игровую компанию. «Привлечение венчурного капитала в Пакистане — одна из самых сложных вещей, которые вы можете себе представить», — говорит Бабар Ахмед из Mindstorm Studios, одной из крупнейших студий на местном рынке.
В 2008 году Ахмед вместе со своим братом и друзьями смогли уговорить его маму продать машину и на вырученные деньги основать Mindstorm Studios. Компании удалось стать первой в стране прибыльной студией, несмотря на наличие конкурентов. Первым ее хитом стала аркадная игра Cricket Revolution, которая была даже опубликована на платформе Steam Greenlight (платформа в Steam, где пользователи могут высказываться в поддержку публикации игры – ред.).
Ахмед видел, что на Steam и Google Play не хватает игр про крикет, несмотря на его популярность в мире: «Мы подумали, что это пробел на рынке».
У команды была игра, но не было идей, где ее публиковать и как продвигать. Попытки Ахмеда продать игру зарубежным издателям не увенчались успехом. Он даже летал в Индию, чтобы заключить партнерство с кем-то с местного рынка, но также получил лишь отказы. «Я услышал много одобрительных возгласов, но мои усилия ни к чему не привели».
По словам Ахмеда, в Пакистане никто не платит за контент, поэтому он обратил внимание на компании, которые тратят больше всего на рынке. «Одним из главных спонсоров отечественного крикета была Pepsi, и я связался с их менеджером».
Ахмед предложил местному руководству компании встроить рекламу ее продукции в игру, «чтобы создать продолжительную маркетинговую стратегию». В конечном итоге Pepsi выделила деньги студии на доработку игры.
Mindstorm Studios совершила немыслимое. Команда смогла монетизировать игру в Пакистане.
Благодаря связям с Pepsi, Ахмед получил возможность встретиться с одним из членов совета директоров Международного совета крикета в Лахоре в 2011 году. «Мы курили кальян, и я показал ему игру. Он был в восторге. Таким образом мы получили лицензию на Чемпионат мира по крикету, не контактируя с EA», — рассказывает Ахмед.
Когда начали распространяться новости о том, что за Международным советом крикета стоит игровая студия из Пакистана, Mindstorm Studios получила внимание от СМИ. «Чаще всего нас спрашивали о том, действительно ли мы разработали игру, и правда ли то, что мы из Пакистана. На этом наше общение с журналистами заканчивалось».
Сегодня компания базируется в Сан-Франциско с дополнительным офисом в Лахоре. Бабар Ахмед говорит, что студия переехала из-за деловых возможностей, а также ради пользы для своих семей.
Тем не менее, Ахмед сохраняет оптимизм по отношению к игровой индустрии в Пакистане: «У разработчиков в нашей стране сложная задача. Но отрасль движется к переломному моменту – появляется все больше маленьких команд по всей стране, которые вдохновляются примером больших компаний». В лахорском офисе Mindstorm работает около 50 человек. Сейчас главным хитом студии является мобильная стратегия War Inc.
Фриланс-сообщество
Согласно недавнему отчету правительства, у Пакистана одно из самых молодых населений в мире. Но у людей до 30 лет в стране есть намного меньше возможностей, чем у их сверстников в Индии и Китае.
Это влияет на игровую индустрию. В Пакистане нет ни одной программы по гейм-дизайну. Тем не менее, в таких больших городах как Лахор, Исламабад и Карачи существуют IT-инкубаторы, которые предоставляют консультации стартапам, в том числе и игровым студиям.
Бабар Ахмед состоит в руководстве Plan9, крупнейшего инкубатора страны. «Я регулярно общаюсь с предпринимателями с надеждой, что кто-то из них добьется успеха. Я верю в то, что если нам удастся сотворить сенсацию, то государство проснется. Государство поможет нам».
По словам Амны Салим, дизайнера пакистанской игровой студии Artboard, университеты страны не могут удовлетворить требования студентов и предоставить им знания в гейм-дизайне: «Это было удивительно. Я выпустилась как дизайнер, но знала очень мало. В университете даже нет курсов по UI/UX». Салим утверждает, что многие студенты учатся на видеолекциях в YouTube.
Также дизайнер уверена, что проблема игровой индустрии Пакистана кроется в отсутствии творческих амбиций у людей. «Всего несколько человек понимают потенциал игр. Все может быть геймифицировано, но люди до сих пор лишь продвигают чужую продукцию».
Попытка создать собственный продукт
We R Play — игровая студия, которая была создана в Исламабаде в 2010 году. We R Play завоевала себе имя, занимаясь прорисовкой анимаций и тестированием игр для таких компаний как Kiwi, Zynga, Pocket Gems, Disney Interactive и Chillingo. «Большую часть нашего дохода мы получаем с коллективной работы. Благодаря этому мы остаемся на плаву и продолжаем создавать собственные игры», — говорит генеральный директор компании Мохсин Афзал.
Сейчас в студии работает 95 человек. Наравне с аутсорсом студия занимается созданием собственных игр. Одна из них — Run Sheeda Run, бесконечный 3D-раннер, локализованный под местную аудиторию. Действия в игре происходят в одной из частей Лахора. «Нам трудно монетизировать игру, зато легко привлекать новых пользователей», — отмечает Афзал.
Сейчас We R Play работает над сиквелом Run Sheeda Run. Концепция игры останется прежней, но акцент будет сделан на миссиях. Также разработчики хотят добавить больше городов.
Афзал соглашается, что в Пакистане почти нет игровой индустрии, но видит перспективу в открытом обществе, которое растет вокруг него. «Мы сосредоточены на местном рынке. У нас здесь есть много возможностей».
Напомним, ранее AIN.UA рассказывал о том, как известные игры локализируют для Украины.