Технологии виртуальной реальности (VR) успешно развиваются в мире, но, вместе с тем, они же способствуют популяризации теории, обсуждения которой уже достаточно долго точатся между философами, а теперь достигли и Кремниевой долины. А что, если внешний мир – это тоже симуляция, подобная VR?

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что жизнь совсем не такая, какой мы привыкли ее видеть? Посещали ли вас мысли о том, что вы – не настоящий человек, а его модель, созданная гораздо более развитой цивилизацией, чем наша? Как бы там ни было, но реальность, которую мы воспринимаем как данность, находится под нарастающей технологической и теоретической угрозой.

Прежде всего, речь идет о виртуальной реальности и искусственном интеллекте (ИИ). Сегодня эти две технологии становятся все более доступными, а цены на них снижаются. По словам Дэвида Реньяра, бывшего главы отдела VR компании Sony, а ныне – основателя Dream Reality Interactive, стоимость гаджетов виртуальной реальности будет продолжать уменьшаться, как и размер шлемов, которые, вполне возможно, станут больше похожими на пару очков.

Сегодня, благодаря развитию виртуальной реальности, привычные компьютерные игры могут вызывать физические ощущения и полностью изолировать пользователя от реального мира. VR уже совсем не похожа на фильм, в котором вы наблюдаете за тем, что происходит с другими людьми в придуманной реальности. Вместо этого вы сами становитесь главным героем событий.

Но виртуальная реальность – это не только приятные эмоции. Углубление в нее имеет свои последствия. В частности, возвращение в реальный мир может быть сопряжено с чувством дезориентации, которое длится несколько минут после того, как пользователь снял шлем. В этом ощущении дискомфорта и неопределенности кроется тревожный вопрос – что, если реальность, в которую мы возвращаемся, – это просто продукт, созданный более совершенной симуляцией?

Данный вопрос – предмет оживленных дискуссий, которые волновали Декарта, Чжуан-Чжоу и, возможно, даже Платона. Кроме того, эта проблема выбрана объектом множества научно-фантастических историй, самой популярной из которых стала «Матрица».

В этом фильме, выпущенном сестрами Вачовски в 1999 году, люди стали заложниками совершенных машин. Но, вместо того, чтобы понять это, они остаются замкнутыми в созданном мире, главной целью которого является подчинение человечества.

По сути, «Матрица» стала переработкой эксперимента философа Хилари Патнэма под названием «Мозг в колбе», в котором мозг подвергается воздействию компьютерного стимулирования и функционирует в вымышленной реальности. В свою очередь, предположения Патнэма являлись усовершенствованной теорией Рене Декарта, которую он высказывал еще в XVII веке, о том, что внешний мир создан злым демоном.

При всем своем философском наследии, «Матрица» была, прежде всего, отличным кинематографическим продуктом для подростков. Но через 4 года после ее выхода на экраны, философ из Оксфорда Ник Бостром написал провокационную статью под названием «Живем ли мы в Матрице?», в которой выдвигались следующие предположения:

  1. Человеческая раса, вероятнее всего, вымрет до достижения стадии «пост-человека».
  2. Маловероятно, что любая пост-человеческая цивилизация сможет запустить большое количество симуляций (имитаций) ее эволюционной истории.
  3. Мы почти наверняка живем в компьютерной симуляции.

Представленная Бостромом гипотеза вызвала большой ажиотаж и обсуждения. Некоторые высказывали критические замечания в отношении данных идей, подкрепляя свое мнение сложными логическими обоснованиями. Среди футурологов и экспертов Кремниевой долины предположение о том, что все мы можем жить в созданной реальности, тоже спровоцировало оживление. Так, издание The New Yorker сообщило, что в прошлом году два миллиардера, имена которых неизвестны, наняли ученых для работы над методами, позволяющими освободить человечество из симуляции.

Гипотеза Бострома – это вызов основам нашего восприятия мира и, вместе с тем, как это не парадоксально, именно она соответствует некоторым многолетним человеческим сомнениям. Пожалуй, самой старой историей человечества является история о том, что мир, таким, каким мы его знаем и видим, создал творец. Другими словами, в понятии гигантского симулятора есть и что-то вроде религиозной составляющей: ощущения, что существует более высокая и чистая реальность.

В современном реальном мире (или возможной компьютерной симуляции, которую мы называем реальным миром) сегодня происходит бурное развитие технологий, включая технологии квантовых компьютеров, чьи возможности необходимы для крупномасштабного моделирования. Вместе с тем, продолжаются совершенствования в области ИИ, виртуальной реальности, биотехнологий и других сфер знаний, которые помогут создавать убедительные симуляции. Очевидно, что с каждым новым прорывом мы стремимся создать более яркие и четкие представления как о текущем состоянии мира, так и о его прошлом.

Если предположить, что прогресс продолжится и, вместе с ним, сохранится интерес к созданию симуляции мира, то вполне можно представить, что в будущем (через 1 000 или 100 000 лет) границы между реальностью и симуляцией станут неразличимыми. Это будет означать, что человечество создало имитированных существ с их собственным сознанием.

С другой стороны, при условии, что неизбежным результатом технологического прогресса станет создание симуляции и в этот процесс не вмешается существенная катастрофа, которая перечеркнет все, есть основания полагать (и такие мнения уже высказываются), что современные люди – это имитация, созданная развитой пост-человеческой цивилизацией.

Эта действительно шокирующая мысль, которая, тем не менее, изучается одним из самых успешных технологических предпринимателей современности Илоном Маском. Он считает, что вероятность того, что мы не живем в компьютерной симуляции, равна одному на миллиарды. Мнением Маска не стоит пренебрегать уже хотя бы потому, что он основал компании Tesla и SpaceX, заработал свое состояние на коммерческом использовании технологических инноваций и финансирует масштабные исследования в области ИИ.

Гипотеза симуляции уже нашла свое отражение в культуре. Так, в начале этого года критик Адам Гопник высказал предположение, что конфуз, случившийся на церемонии награждения «Оскар» (в результате которого фильм «Ла-Ла Ленд» ошибочно получил статуэтку за лучшую картину вместо «Лунного света»), избрание Дональда Трампа президентом США и еще некоторые события доказывают, что мы живем в матрице. И в ней в произошел сбой контроллеров.

Это предположение, несмотря на свою невероятность, спровоцировало целый ряд вопросов. Если мы живем в компьютерной симуляции, подвержена ли она ошибкам? Могут ли такие события, как Вторая мировая война, быть следствием сбоев программы или чьего-то злого умысла? К слову, в «Матрице» использовался именно такой подход, согласно которому машины создавали утопическое моделирование и наполняли его всевозможными драматическими сюжетами, чтобы заставить людей поверить в то, что они живы.

По мнению Бострома, вероятность того, что мы живем в симуляции составляет 20%. Маск же, в свою очередь, отметил, что человечеству предстоит либо научиться создавать симуляции, неотличимые от реальности, либо цивилизация вовсе перестанет существовать.

На самом деле, существует еще и третий вариант развития событий, согласно которому нам, людям, просто станет скучно развивать миллиарды компьютерных симуляций, и виртуальная реальность потеряет свою актуальность. Это то, над чем стоит задумываться, собираясь вкладывать внушительные суммы в развитие VR. Вполне возможно, что уже через 10 000 лет эти технологии станут совсем не модными.

5 других существующих умозрительных теорий об устройстве мира и Вселенной
  1. Вселенная – это голограмма. А все, что мы можем наблюдать вокруг себя – иллюзия.
  2. Теория мультиверса, согласно которой наш мир – всего лишь одна из бесконечных вселенных.
  3. Экпиротическая теория, которая гласит, что Вселенная находится в постоянном цикле расширения и сжатия.
  4. Теория белых дыр (временной противоположности черных дыр) – гипотетических физических объектов во Вселенной, в область которых ничто не может войти.
  5. Квантовая запутанность – теория о том, что частицы могут быть соединены между собой даже при условии, что их друг от друга отделяют миллиарды световых лет. При этом, изменения в одной частице повлекут за собой изменения в другой.

Напомним, недавно на AIN.UA выходила статья о том, почему Марк Цукерберг делает ставку на дополненную реальность. “Подумайте о том, сколько вещей могут быть нематериальными. Хотите сыграть в настольную игру? Щелкните пальцами — и она перед вами. Хотите посмотреть телевизор? Вам не нужен реальный большой экран, просто купите ТВ-приложение за $1 и повесьте на стену”, — размышляет Цукерберг.