«Мы ищем творческого, экспериментально настроенного и небанально мыслящего кандидата, который присоединится к нашей быстрорастущей и инновационной команде». Обычно такая вакансия — это ложь, говорит Лори Руэттименн, которая провела в сфере рекрутинга 12 лет. «Компания просто хочет заполнить позицию тем сотрудником, который останется немного дольше, чем его предшественник», — добавляет специалист.

Fast Company опросило бывших рекрутеров, чтобы узнать некоторые особенности их работы, а также услышать советы для тех, кто ищет работу.

Размещайте вакансии бесплатно в обновленном разделе Работа на AIN.UA, которые увидят 300 тысяч IT-специалистов AIN.UA.

Опубликовать вакансии бесплатно на AIN.UA

Рекрутеры мыслят стереотипами

«Большинство рекрутеров, которых я знаю, ищут в Google кандидатов, а потом используют  найденные профили в соцсетях, блоги и фотографии для того, чтобы сделать вывод о человеке», — говорит Руэттименн. По ее словам, зачастую такая практика дискриминационная, а во многих случаях даже незаконная.

Независимо от того, осознают ли это сами HR-специалисты, но обычно у них еще до поиска кандидата есть идеальное представление о сотруднике, объясняет Руэттиманн. Поэтому рекрутеры часто мыслят стереотипами. Судить по весу — все еще распространенная практика в этой сфере. «Рекрутеры думают, что полные люди неряшливы или не имеют достаточно мотивации».

На самом деле, на позицию претендует намного меньше кандидатов, чем вы думаете

Эрика Брейер работала около года в агентстве по набору кадров, перед тем как решить, что с нее хватит. По ее словам, одна из популярных тактик в сфере — как можно больше рассказывать о том, как много кандидатов претендуют на должность. «Хотя на самом деле у рекрутера есть всего один-два варианта», — добавляет она. Поэтому, если вы дошли до той стадии, когда разговариваете один на один с HR-специалистом, то у вас скорее всего намного больше шансов получить эту работу, чем вы думаете.

Былые заслуги берутся в учет (и на них обращают больше внимания, чем нужно)

«Каждый раз ты получаешь 100 резюме. Как быстро отсортировать 20 лучших кандидатов?», — задается вопросом рекрутер из Канады Марк (имя изменено по просьбе собеседника). Здесь в учет берутся прежние заслуги. «Кто выпустился из университетов Лиги плюща. Кто раньше работал в той компании, которую мы знаем и любим? Мы не исключаем людей, у которых нет таких заслуг, но для нас в приоритете выпускник Гарварда», — говорит Марк.

Исходя из его опыта, единственный эффективный способ обойти такую сортировку — попросить порекомендовать себя. «Это может заменить множество вещей. Зависит от того, кто рекомендует кандидата, но если генеральный директор просит обратить внимание на конкретного соискателя, то рекрутеры это сделают», — говорит HR-специалист из Канады.

Вам придется преувеличивать количество ваших навыков

Эрика Брейер говорит, что часто руководство ставит невыполнимые условия для рекрутеров: «Например, просит найти программиста с 20-летним стажем работы, который еще умеет писать для женских журналов. Или просто выдвигает набор навыков для кандидата, которых нет ни у одного человека. В обоих случаях сделать ничего невозможно».

«Бывали времена, когда я говорила кандидату: „Слушайте, они действительно ищут такого человека — что мы можем придумать?“», — вспоминает Брейер.

Бывшие фрилансеры не нужны компаниям

«В HR-сфере никто не верит в гиг-экономику», — уверена Лори Руэттименн. По ее словам, если человек работал на себя, то он просто не мог найти постоянною работу — именно такое мнение по отношению к фрилансерам существует в этой сфере: «Поэтому таких сотрудников — особенно тех, кто старше — подвергают дискриминации на рабочем месте». HR-специалист советует таким соискателям собрать как можно больше рекомендаций и попросить положительные отзывы от клиентов. Также им стоит делать акцент на определенных качествах: умении работать в команде и обучаться.

Вакансии создаются таким образом, чтобы они выглядели лучше, чем были на самом деле

«Есть много компаний, которые говорят о своей миссии и ценностях, но это лишь слова для собственной рекламы. Я видела ситуации, когда кандидатам обещали кучу вещей, но через три недели они писали мне: „Эй, это не то, что я ожидал“», — вспоминает Брейер. Как поступать в таких ситуациях? «Нет ничего лучше, чем попросить поговорить с несколькими людьми, которые там работают, — считает специалист. — Если вы считаете, что нашли достаточно информации, то потратьте еще полчаса и найдите еще несколько человек».

Напомним, ранее AIN.UA писал о пяти необычных практик менеджмента в Google, которые ломают шаблоны корпоративного мира.