Падение популярности российских сайтов

Долгие годы все основные рейтинги сайтов по популярности в уанете возглавляла тройка Google + vkontakte + yandex (если считать Google вместе с принадлежащим ему YouTube). Со времени блокировки российских сайтов ситуация в первой десятке сайтов по охвату поменялась. К примеру, по данным исследования Factum Group Ukraine по заказу ИнАУ, Google, как и был, остался на первом месте, но за ним следуют YouTube и Facebook, с охватами 59% и 41%, охваты “ВКонтакте”, “Яндекса” и “Одноклассников” просели, хотя все еще остаются в первой десятке. 

Для сравнения, 10 самых популярных сайтов в июле 2017 года (СДД – среднедневная доля):

 

Desktop

Mobile browser (Android)

Домены

СДД, %

Месячный охват, %

СДД, %

Месячный охват, %

google

67%

65%

57%

10%

youtube.com

48%

59%

6%

3%

facebook.com

31%

41%

13%

6%

vkontakte(vk.com)

26%

32%

8%

4%

yandex

22%

32%

2%

2%

Ukr.net

19%

25%

6%

2%

odnoklassniki(ok.ru)

16%

22%

1%

1%

OLX.ua

15%

39%

5%

4%

privatbank.ua

13%

39%

3%

3%

mail.ru

13%

29%

3%

2%

Для сравнения, июль 2016 года: 

 

Аналогичную картину показывает и исследование “Gemius Украина”:

Можно сравнить с данными того же исследования за июнь 2016 года: 

В июне этого года Facebook обошел «ВКонтакте» и стал соцсетью №1 в Украине, а его аудитория сейчас приближается к 10 млн. У «ВКонтакте», в то же время, аудитория упала ниже 10 млн пользователей, хотя на пике достигала 16-18 млн человек. Общая динамика российских социальных сетей с апреля по июнь этого года также показывает падение их охватов – на 26 п.п. у “ВКонтакте” и на 21 п.п. у “Одноклассников”: 

Какой-то процент украинской аудитории все еще пользуется российскими сайтами через VPN`ы, прокси и подобные сервисы. Глава СБУ Василий Грицак говорил каналу “112” о том, что ведомство пытается отслеживать эти “дыры” и закрывать их.

В деньгах: закрытие офисов, убытки, рекламный бизнес

Практически сразу после официального объявления о блокировках все крупнейшие представительства российских интернет-сервисов объявили об остановке работы в Украине. Офис “ВКонтакте”, работавший в Киеве с 2012 года, закрылся первым – об этом стало известно уже 30 мая. 

С “Яндексом” ситуация получилась сложнее – 29 мая сотрудники СБУ пришли в одесский и киевский офисы с обыском по делу в государственной измене. В ведомстве заявили, что «менеджмент компании незаконно собирал, копил и передавал в Россию персональные данные украинских граждан”. В компании эти обвинения отрицали, говоря, что ни у сотрудников «Яндекс.Украина», ни у руководства украинского подразделения не было доступа к персональным данным пользователей «Яндекса». Буквально через пару дней стало известно, что компания закрывает все украинские представительства.

В это же время стало известно, что Mail.ru (владеет долями во “ВКонтакте и “Одноклассниках”) также закрывает украинский офис, а сотрудникам предлагает перебраться в РФ. Недавно российский холдинг обнародовал результаты деятельности за второй квартал, и среди этих цифр есть потери от блокировки. В компании оценивают ущерб в районе 1,5% выручки по итогам 2017 года— это около 340-345 млн грн (790-809 млн рублей).

Как повлияли на украинский бизнес

После блокировки доли российских рекламных сервисов на украинском рынке также просели. По данным недавнего опроса украинских экспертов по маркетингу, участники рынка уже успели переориентироваться на другие рекламные площадки. Хотя сразу после блокировок эксперты и говорили о заметном влиянии на рекламный бизнес: к примеру, у Promodo оборот из-за этого упал на 15%

“Общая картина: бюджеты «Яндекса» перераспределены в пользу AdWords, «ВКонтакте» и «Одноклассников» — в пользу Facebook и Instagram, а также других инструментов. Для большинства клиентов агентства такое перераспределение не оказало существенного влияния на общий результат“, – отмечает Евгений Шевченко из UaMaster

К примеру, по данным Netpeak, соотношение оборотов в рекламных сетях Google и “Яндекс”, а также соотношение бюджетов в Facebook и “ВКонтакте” выглядит так:

“По нашим проектам рост стоимости клика на данный момент наблюдается только в контекстно-медийной сети Google и составляет порядка 25%. В поисковой сети роста стоимости клика пока не наблюдается”, – говорит Алексей Селезнев, Head of Analytics Dept, Netpeak. 

Некоторые украинские компании все еще ведут бизнес в заблокированных сервисах, монетизируя оставшуюся аудиторию. По словам маркетолога Романа Рыбальченко, в основном – это ситуативные бизнесы, которые умеют продавать только в Яндекс и«ВКонтакте», или же те, для кого прибыль важнее репутационных и юридических рисков.

Сами же украинские пользователи, согласно июльскому исследованию TNS, разделились во мнениях по поводу блокировок. 36% поддерживают это решение властей, 48% – частично или полностью против.