Весь цивилизованный мир постепенно пересаживается на электромобили, и украинцы – не исключение. Если мы и уступаем более продвинутым странам по количеству зарегистрированных электрических авто, то уж точно не по динамике: если за 2015 год в Украине зарегистрировали всего 400 электрокаров, то в 2016 – в четыре раза больше (1602). Такой рост принес стране пятое место в международном рейтинге по развитию электрокаров. Откуда у украинцев столько энтузиазма?

По сравнению с бензиновыми – электрокары стоят недешево, однако предполагается, что расходы на покупку должны сторицей окупиться благодаря почти 100%-ной экономии на топливе и значительно менее затратном обслуживании: там “нечему ломаться”, как говорят сами владельцы электрокаров.

И все-таки от неисправностей не застрахован никто, и тут возникает нюанс, который на себе испытали владельцы Tesla в странах СНГ. Дело в том, что официально эти автомобили у нас не представлены, следовательно и сервиса для них нет, поэтому на плановый техосмотр приходится гонять в Вену или Берлин – на ближайшие официальные сервисные станции. А на бесплатный гарантийный ремонт Tesla необходимо везти на родину – в США.

Но доля Tesla не превышает 4% всех зарегистрированный электрокаров. Абсолютное первенство по их количеству – у Nissan Leaf (88,4% или 2 241 автомобилей в мае 2017 года). Преимущественно это модели 2013 года выпуска, часто бывшие в употреблении. Такое авто можно купить в Украине от $12 000, в зависимости от пробега и емкости батареи. Для сравнения, самая скромная цена на Tesla в Украине начинается с $50 000, при этом велика вероятность, что автомобиль побывал в ДТП и ряд функций в нем более не поддерживается.

Цена, экономия и экологичность – вот три столпа, на которых основана популярность Nissan Leaf в Украине, и она со временем только растет. Однако так ли все радужно, как кажется на первый взгляд, ведь как и Tesla, Leaf в нашей стране официально не представлен. Редакция AIN.UA расспросила водителей Leaf об их опыте владения электрокаром и о проблемах, с которыми им доводилось сталкиваться.

Почему Leaf

Сооснователь и СЕО GoIT Андрей Пивоваров счастливо ездил на Honda Accord, пока однажды не взял в аренду на неделю у знакомого Nissan Leaf. Изначально большого оптимизма эта машина у него не вызывала. “Было убеждение, что Leaf – это автомобиль низкого качества, медленный, не статусный. Однако после первого тест-драйва я поменял свое мнение. Машина очень предсказуемая и легкая в управлении, разгоняется без задержек (мгновенный отклик при нажатии на педаль газа). И конечно же порадовала полная тишина в салоне во время езды – после этого вообще не хочется возвращаться на бензиновые авто, а тем более дизель”, – рассказал он.

Технический директор IQ Business Center Сергей Скрипник признается, что покупка Nissan Leaf была спонтанным решением. В 2014 году друзья из Калифорнии предложили ему покататься на чуде японского автопрома – электромобиле. На тот момент в Украине к ним относились с опаской и недоверием. “Вся ситуация была похожа на приобретение в Германии в 2004 году смартфона с тачскрином и стилусом, когда все вокруг ходили с кнопочными телефонами. А сегодня кнопочный телефон – это даже странно. Так и с Leaf, – говорит Сергей.

Сначала меня спрашивали на каждом светофоре: “Что за чудо? Сколько жрет, сколько прет?”. А теперь все знают, что это электромобиль, и ориентируются в его характеристиках”, – рассказывает Скрипник.

И все-таки многие знакомые Скрипника сегодня рассматривают Nissan Leaf скорее как второе авто на семью – не основное. По мнению Светланы из Киева – это идеальный вариант, поскольку в Украине пока не достаточно зарядных станций, да и времени на зарядку нужно много. Купить электромобиль она решила из соображений экономии и экологичности – ранее у нее было бензиновое авто более высокого класса, дорогое в ремонте и обслуживании. Что касается Leaf, за два года пользования поводов обращаться за технической помощью у Светланы не возникало, хотя купили автомобиль уже с пробегом. 

“Однозначные преимущества Leaf для меня: экономия средств, легкое управление, возможность выбирать режимы (езжу в основном в эко-режиме – тяжелый разгон, но больший запас заряда). Тихое, комфортное авто для города. Из минусов – обогрев/кондиционер сокращают дневной пробег”, – делится Светлана.

А если поломка?

Если не попадать в ДТП, владельцы Leaf едва ли станут завсегдатаями СТО. Электромобили намного проще в ремонте и обслуживании, чем бензиновые и дизельные машины: в них не нужно менять масла, фильтры, свечи, ремни, ролики и т.д., потому что их нет. Коробки передач тоже нет, поэтому не нужно ее обслуживать. Машина тормозит мотором, при этом заряжаясь, благодаря чему тормозные колодки в четыре раза более выносливые, а тормозные диски служат долго. Обслуживания в электромобилях требует преимущественно ходовая часть.

“Ремонт Leaf – неблагодарное дело, почти ничего не ломается. У нескольких клиентов были вопросы по ходовой после весенних ям, нескольким модернизировали аккумулятор – меняли ячейки для увеличения пробега, а так в основном замена масла редуктора раз в 30 000 км и все – ездишь дальше”, – рассказывает Александр Кравцов, основатель компании Electrocars, которая занимается продажей и обслуживанием электротранспорта в Украине. Сам он пересел на Leaf, как на основное авто, три года назад.

И все-таки, по мнению Сергея Скрипника, СТО без работы не останутся. “Большинство систем остались прежними: есть антифриз, тормозная жидкость, хладагент. Как ни странно, у Leaf есть редуктор между мотором и передними колесами, и в нем каждые 50 000 км надо менять литр масла, – поясняет Скрипник. – Да, там нет многих трущихся деталей, как в обычном бензиновом моторе, но мы не имеем практического опыта и статистики отказов по электромоторам”.

Где ремонтировать

Свой автомобиль Пивоваров покупал в автосалоне GreenWheels, у которого есть собственная станция техобслуживания – туда и обращался. “Возникала проблема с вентилятором подачи воздуха в салон – он начал издавать легкий шум. Ребята заменили его за 40 минут. Больше проблем с автомобилем пока не было”, – утверждает Андрей.

Впрочем, даже если Leaf приехал из-за границы, отремонтировать его в Украине – не проблема, говорят владельцы. Ни в Германию, ни тем более в США ехать нет нужды. “Три года назад, когда я заезжал на фирменный сервис Nissan в Киеве на своем Leaf, вокруг него собирался весь коллектив – посмотреть на диковинку. Сегодня же официальный сервис ремонтирует все, кроме электрочасти, связанной с батареей. Но могут показать ошибки, которые выдает бортовой компьютер, чтобы хоть понимать, что не так”, – рассказал Скрипник.

Аккумулятор в Leaf официально “не обслуживаемый”. Со временем он теряет емкость – у Сергея с момента выпуска (2013 год) она упала на 9%. Однако это естественный процесс, который зависит не от качества сервиса, а от того, как и где заряжается автомобиль. Поэтому Скрипник рекомендует по возможности не заряжать Nissan Leaf на суперчарджере.

Если же по электрочасти все-таки возникнут какие-то проблемы, их могут устранить на “сером” СТО. “Они умеют чуть больше: меняют батарею в сборе или “уставшие” ячейки, и эти процедуры недорогие. Я говорю о том, что видел – сам пока по электрочасти ничего не делал”, – признается Сергей.

Кравцов также уверяет, что любую проблему с Leaf можно решить, не покидая Украину: “Запчастей у нас достаточно как новых, так и б/у. Также за несколько лет в стране появились свои специалисты по ремонту”. 

Во сколько обойдется обслуживание Leaf

По словам владельцев Nissan Leaf, в ремонте и обслуживании они обходятся значительно дешевле автомобилей на ДВС. “У знакомого Nissan Leaf уже больше года: за все время он поменял только масло в редукторе (600 грн) и заменил одну ячейку в батарее (3200 грн)”, – говорит Пивоваров.

У Скрипника на содержание своего авто за последний год ушло около 1500 грн. Обслуживается он преимущественно на фирменном сервисе Nissan. “Расходы минимальны. Те же тормозные колодки из-за рекуперативного режима в электромоторе меняются в два раза реже. Раньше у меня был дизельный автомобиль, и расходы были в десятки раз выше. Одна только замена масла каждые 10 000 км – это 2000 грн, не говоря уже о том, что еще на СТО найдут «дополнительно» при каждом посещении”, – пояснил Сергей.

До Leaf Александр Кравцов ездил на подержанном Renault Kangoo, в который ежегодно вкладывал немалые деньги: примерно 20 000 грн, чтобы поддерживать в форме, плюс ежемесячно 4000-5000 грн на бензин. “Перешел на электро – забыл вообще, что ездить – это чего-то стоит. Счета за электроэнергию оплачиваешь постфактум и они не превышают 400-500 грн в месяц, плюс бесплатные подзарядки в городе и на трассе. А на обслуживание Nissan Leaf наши клиенты в год тратят 1000-2000 грн, что на порядок меньше обычных ДВС”, – утверждает Кравцов.

Заключительное слово

Еще на этапе поиска респондентов, которые могли бы поделиться своим опытом обладания Leaf, нам стало понятно, что статья получится “в мажорных тонах”. Все без исключения владельцы данного авто, независимо от пробега, года выпуска и способа попадания в Украину, отзываются о нем с теплотой и любовью. Возможно, среди более чем двух тысяч владельцев Nissan Leaf в Украине есть и недовольные, но мы просто не нашли друг друга.

И все-таки для наших соотечественников Leaf остается вариантом №1 среди электрокаров по своей доступности, а отставание по характеристикам от более дорогих соперников вторично для 80% водителей экологичного вида транспорта.