Маск решил отказаться от “кражи трусов” и Kickstarter в качестве источников финансирования, которые он называл год назад. Вместо этого предприниматель планирует сделать BFR основной ракетой SpaceX для всех пусков, включая вывод спутников и доставку грузов на МКС, постепенно отказавшись от Falcon 9 и еще ни разу не летавшей тяжелой ракеты-носителя Falcon Heavy.
Для компании, у которой уже есть надежная ракета, это достаточно радикальный шаг. Но может ли SpaceX позволить себе такую перемену? В презентации, сделанной в Аделаиде, Маск рассказал о том, как компания планирует финансировать разработку полностью новой ракеты. Он считает, что перевод всех пусков на BFR сможет профинансировать ее разработку и сохранит прибыльность компании. Но, в его плане есть несколько очевидных пробелов.
Разработка ракеты
Маск подчеркнул одну вещь: будущее SpaceX зависит от BFR. Компания больше не планирует вкладывать ресурсы в улучшение текущей линейки ракет Falcon 9 или ее большей инкарнации Falcon Heavy. Вместо этого, все средства для исследования и разработок будут направлены на создание действительно большой ракеты. «Теперь он может использовать надежных людей, которые уже создавали hardware, для проектирования нового космического корабля», – сказал изданию The Verge Чарльз Миллер, президент консалтинговой фирмы NexGen Space и член переходной команды NASA при администрации президента Трампа.
Текущие доходы SpaceX от запуска спутников и доставки грузов на МКС также будут направлены на разработку BFR. В этом году бизнес компании идет хорошо: у SpaceX плотный график пусков для клиентов, а частота в 2017 году увеличилась до 13 полетов (на 2 октября) против восьми в прошлом году. NASA также платит SpaceX за доставку грузов, а вскоре и астронавтов на МКС. Хотя из-за двух взрывов ракет прошлые два года оказались для компании убыточными.
Достаточно ли этого, что профинансировать $10-миллиардную разработку новой гигантской ракеты? Пока неясно. «Бизнес космических запусков известен своей секретностью относительно условий и цен. К тому же, цена запуска спутника зависит от того, как много вы хотите заплатить, и куда планируется пуск – влияет множество факторов», – объяснил изданию Браян Виден, космический эксперт Secure World Foundation.
Вполне возможно, что бизнеса по запуску спутников и контрактов для NASA будет достаточно, чтобы профинансировать разработку BFR. Но скорее всего SpaceX понадобятся дополнительные средства. Особенно, если Маск планирует успеть к «желаемому сроку» – запуска ракеты к Марсу в 2022 году. Частные инвестиции могут помочь. Но еще один хороший источник денег – правительство.
Представляя BFR Маск показал визуализацию базы на ЛУНе – откровенное заигрывание с интересами правительства. NASA уже изучает возможности размещения станции на Луне. Несколько ключевых людей в правительстве, включая вице-президента Майка Пенса, также возглавляющего Национальный космический совет, уже намекали о возврате человека на поверхность земного спутника. Возможно, NASA будет заинтересованно в частичном финансировании разработки BFR, чтобы использовать ракету в своих будущих программах.
Хотя есть одна проблема – NASA уже разрабатывает собственную гигантскую ракету Space Launch System. Но эта программа уже показала себя невероятно дорогой, хотя конгресс все еще заинтересован в ее продолжении. SLS не сможет отправить в космос людей вплоть до 2023 года. Для NASA будет сложно игнорировать BFR, если она начнет летать раньше.
BFR построят, что потом?
Если Маску удастся найти средства и разработать Big Fucking Rocket, хватит ли у нее клиентов, чтобы SpaceX оставалась прибыльной? По задумке предпринимателя, помимо отправки людей, грузов на Марс и создания базы на Луне, BFR должна заменить Falcon 9 и челнок Dragon. Это значит, что новая ракета будет использоваться для запуска спутников и полетов на МКС. Маск также назвал возможным использование BFR и для сборки космического мусора.
Но проблема с BFR в том, что она чертовски большая. Она сможет доставлять на низкую околоземную орбиту до 150 тонн грузов. Это значит, что на несколько ракет уместятся все спутники, запускаемые на орбиту в среднем за год. Космическая индустрия работает над тем, чтобы делать спутники меньше, а не больше. Хотя BFR может запускать несколько спутников за раз, многие компании предпочитают индивидуальные ракеты легкого класса.
Единственное, что может убедить клиентов воспользоваться большой ракетой SpaceX – дешевизна пуска. Ее в компании планируют достигнуть за счет полного повторного использования всех компонентов ракеты. Модель Маска предполагает, что полеты BFR будет больше походить на грузовые перевозки украинской «Мрией», чем на классические запуски ракет-носителей.
Предприниматель заявил, что полет новой ракеты будет дешевле любой из разработанных SpaceX, даже самой первой легкой РН Falcon 1. Но перегрузки, испытываемые ракетой, значительно отличаются от тех, что переживает грузовой самолет. Сверхзвуковые скорости и огромный перепад температур быстро изнашивают компоненты ракеты. Чарльз Миллер называет вполне вероятным ресурс в 100 полетов одной РН, но это далеко до возможностей самолетов, которые могут совершать более 10 000 полетов. «Если BFR сможет совершать только 100 полетов, не думаю, что стоимость ее [пусков] будет ниже Falcon 1», – считает консультант.
Чтобы быть действительно дешевой, BFR должна будет совершать сотни, а то и тысячи пусков в год. Но хватит ли спутников для этого? В 2016 году, согласно статистике Spaceflight101 всего было совершено 85 попыток запуска. А самым богатым на космические пуски был 2014 года с 92 попытками.
Конечно, для BFR есть и другие возможности. Создание базы на Луне потребует множества полетов. И таких проектов может быть даже несколько. Помимо NASA в этом заинтересованы Европейское космическое агентство, Россия и Китай. Также не стоит забывать о потенциале космического туризма или строительства отелей на околоземной орбите. Маск планирует летать на BFR не только в глубокий космос, но и вокруг Земли, доставляя людей и грузы в любую точку нашей планеты менее чем за час.
Если стоимость запуска будет достаточно низкой, гигантская ракета SpaceX может сама создать для себя спрос. Но его нужно дождаться. К тому же, сперва нужно спроектировать и построить BFR. Хватит ли на это денег SpaceX? Возможно только бухгалтеры SpaceX знают ответ на этот вопрос.