В чем суть проекта

Детально обсуждать эти нормы сложно – Министерство финансов пока не выложило документ в открытый доступ, он еще дорабатывается (в ведомстве на запрос редакции пообещали, что документ обязательно будет предоставлен для публичного обсуждения). Основные новшества представители министерства озвучили на круглом столе, прошедшем недавно в пресс-центре «ЛігаБізнесІнформ».

По словам государственного секретаря Минфина Евгения Капинуса, одна из ключевых норм проекта: снижение количества посылок без растаможки при международной доставке (почтовых и экспресс-отправлениях) – три в месяц, но при этом граничная сумма в 150 евро остается неприкосновенной. Покупки вне лимита будут облагаться 20%-ным налогом. Для этого ГФС должна создать IT-систему, которая при выдаче посылки сможет идентифицировать пользователя и показать, какую по порядку посылку он получает

Заметим, предыдущая инициатива по регулированию почтового импорта предлагала снизить именно саму сумму – до 22 евро, что привело к массовому возмущению пользователей, часто отоваривающихся за рубежом. В результате проект отозвали. Еще одна инициатива, уже зарегистрированная в парламенте: вместо лимита 150 евро в день на такие посылки — 150 евро в месяц (сейчас этот проект рассматривается в парламентских комитетах). 

В Минфине говорят, что проект обсуждался с ассоциациями и представителями бизнеса. Основная цель инициативы – ограничить теневой импорт. “Никто не говорит о том, чтобы простым людям создавать проблемы. Но когда у нас из-за границы проходит львиная доля продукции через так называемых “пиджаков” – это искажает конкуренцию и создает проблемы для легального бизнеса”, – заявил Капинус, открывая круглый стол.  

Также сейчас действуют ограничения – до 500 евро беспошлинного провоза товара в багаже автомобилем и около 1000 евро – самолетом. “На наших границах 5 человек в автомобиле могут провозить продукции на $2500 в день… Если взять ограничения по 430 евро для авиа и 300 евро для автомобилей и ввести ограничение на провоз – не чаще чем раз в пять дней, и только если человек находился на территории другой страны не менее 24 часов – не думаю, что это создаст проблемы для граждан, но не будет экономически выгодно для людей, которые минимизируют уплату налогов”, – говорит чиновник. 

Как это может повлиять на пользователей и рынок

Поскольку документ пока еще не приобрел финальной формы, эксперты рынка импорта и ритейла комментируют его неохотно. Критики этой идеи говорят о том, что это – инициатива, в том числе, ассоциаций АПИТУ и EBA. В ассоциации АПИТУ, которая объединяет многих крупных импортеров, заметили, что не могут комментировать документ, который все еще находится в обработке (отметим, что одно из направлений работы ассоциации – “ограничение беспошлинной кроссбордер-торговли и борьба с нарушениями при пересылке товаров в посылках”). В ассоциации EBA отметили, что как раз сейчас вырабатывается компромиссная позиция ритейла и почтовых операторов – тогда ассоциация сможет выступить с оценкой инициативы.

По данным исследования GfK, которое презентовали на этом же круглом столе, украинцы, покупающие товары за рубежом, получают 10-13 посылок в год. Среди самых популярных категорий: аксессуары для техники, одежда и обувь, косметика, парфюмерия и смартфоны. При доставке из-за рубежа средняя стоимость заказа. согласно исследованию, составляет 1292 грн (средняя стоимость заказа с доставкой из Украины составляет 1515 грн).

Около 10% из тех, кто заказывал товары на зарубежных сайтах за последний год, размещали заказы от 5000 грн. В тройке самых популярных сайтов, где украинцы заказывают товары за рубежом: AliExpress, eBay и Amazon

Если ориентироваться на цифры исследования, обычные пользователи не должны особо пострадать от таких ограничений. Тем не менее, предложенные новшества встретили противоположные оценки в интернет-сообществе и бизнес-среде: кто-то поддерживает борьбу с теневым импортом, кто-то – вспоминает тень закона “22 евро” и предрекает смерть для кроссбордера в Украине. 

Как отметил один из экспертов-сторонников инициативы, пожелавший остаться неназванным, лимит в 150 евро трижды в месяц значительно превышает реальное потребление: “Сложно представить себе рядового гражданина, который ежемесячно заказывает импортные товары почтой на сумму более 450 евро (13 500 грн) или ездит за рубеж более 6 раз в месяц и при этом каждый раз ввозит для личного потребления товары больше, чем на 300 евро (9000 грн)”. 

Владислав Чечеткин, интернет-магазин “Розетка” – о влиянии инициативы на рынки интернет-торговли и кроссбордера: 

“Это инициатива полностью повторяет все, что делалось до этого – “22 евро”, исчерпание прав, и продвигается теми же игроками. Фактически купить что-то за границей для пользователя будет невозможно. Магазин, который продает товар, должен будет провести какие-то процедуры с вашим паспортом, затем с этим паспортом нужно будет идти на таможню, и так далее. О почтовой доставке из-за рубежа можно будет забыть. Фактически, оборот кроссбордера в Украине при принятии такого документа сократится.

Если же говорить о бизнесах, в частности – интернет-торговле, то, что Amazon потеряет украинских покупателей, вряд ли кого-то волнует, и маловероятно, что это скажется на местных интернет-магазинах. В целом – это игра на укрупнение рынка”.

Сергей Арабаджи, основатель Hotline.ua – о влиянии на дистанционную торговлю и “теневой импорт”: 

По итогам круглого стола хотел бы поддержать мнение Андрея Бутина (старший научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций – ред.), хотя с ним и не знаком: «Обеспечение равных и прозрачных условий ведения бизнеса не должно происходить за счет усложнения покупок граждан»…

Кому это выгодно? Вопрос хороший. Люди, которые инициируют подобные вещи, могут думать, что им это выгодно. Но это может быть вовсе не так. И крупные импортеры, и мелкие импортеры тоже могут думать, что они так увеличат свои продажи. Ведь мелкий теневой импортер тоже “страдает” от частных покупок. Но пользуясь несовершенством законодательства, его низкой исполнимостью и коррупцией, недобросовестные предприниматели найдут новые бреши и схемы, но при этом осложнится жизнь большинства нормальных людей…”.

Один из участников рынка интернет-ритейла, пожелавший остаться неизвестным, выразился лаконичней: “С точки зрения бизнеса – это правильные инициативы. С точки зрения обычных людей – зрада”. 

Редакция будет следить за дальнейшей судьбой этой законодательной инициативы.