Интернет расколол на два воинствующих лагеря очередной феномен: одни пользователи слышат на записи, как мужчина произносит имя “Янни”, но другие более чем уверены, что он зовет “Лорел”. Впервые аудиоиллюзия всплыла на Reddit, потом просочилась в Twitter, где моментально стала вирусом.
What do you hear?! Yanny or Laurel pic.twitter.com/jvHhCbMc8I
— Cloe Feldman (@CloeCouture) 15 мая 2018 г.
Почти все в редакции AIN.UA голосуют за Янни, впрочем одна из сотрудниц слышит Лорел. По данным The Verge, некоторые пользователи слышат сперва одно, а потом другое имя, и это довольно необычно, даже пугающе (один из редакторов AIN.UA может подтвердить это на своем опыте). Доцент кафедры когнитивной нейронауки в Маастрихтском университете Ларс Рике пояснил журналистам издания The Verge, что они имеют дело не с иллюзией – на самом деле это слуховой эквивалент так называемой вазы Рубина. Входящая информация одна и так же, но разные люди интерпретируют ее в двух разных вариантах.
Секрет в частоте звука. “Янни” слышат те, кто лучше воспринимает высокие частоты, остальные слышат “Лорел”. Иногда слышимость зависит от устройства, на котором воспроизводится звук – его характеристик и настроек (если убрать высокие частоты на стереосистеме, вы услышите Лорел, если низкие – Янни). А иногда от особенностей строения уха человека и того, что он хочет услышать.
Профессор из Техасского университета в Остине Бхарат Чандрасекаран добавил, что дело также может быть в шумах, которыми преисполнен аудиофайл. Поэтому когда человек слышит звук, его мозг интерпретирует информацию так, как считает она должна быть. Тем более файл снабжен картинкой, которая предлагает выбрать один из двух вариантов: “Янни” или “Лорел”. Если бы не было этой подсказки, мы могли бы услышать что-то совсем другое. Например, “морал” или “майо”. Так что дело не только в наших ушах – дело в нашем мозге.
В 2015 году произошла похожая история, только тогда интернет-пользователи перессорились из-за цвета платья: одни видео сине-черное, другие бело-золотое. Феномен, который тут же стал мемом, заинтересовал нейробиологов. Они установили, что причина заключается в оптической иллюзии из-за неправильной светоотдачи, отчасти из-за того, что фотография была обработана – на самом деле платье было синим с черными полосками.
А пока большинство спорит, так все-таки “Янни” или “Лорел”, или вставляет вместо звука свою аудиорекламу, кое-кто уже распознал в файле абсолютное зло.
The four horsemen of the apocalypse #yannyorlaurel pic.twitter.com/ncgQQLknvA
— no you – (@shadykcrmit) 16 мая 2018 г.
I don’t hear Yanny or Laurel, I only see a dress
— Aparna Nancherla (@aparnapkin) 16 мая 2018 г.