Видео рассортированы по темам и доступны бесплатно на Youtube-канале «РЛ Физика». Как сообщается на сайте лицея, курс Павла Виктора по физике стал наиболее полным из доступных в интернете на сегодня. Курс физики охватывает все темы углубленной программы 9-11 классов от «Механики» до «Физики ядра», также есть избранные темы для 7-8 классов.
Трансляции Виктора суммарно набрали более 7 млн просмотров, на канал подписались почти 60 000 пользователей. Под видео ученики оставляют комментарии и задают вопросы. Чтобы просмотреть их и дать ответы, учитель ежедневно тратит около часа времени. “Иногда дети в комментариях оставляют такие вопросы, над которыми нужно крепко подумать, прежде чем дать ответ. Это вдохновляет меня, потому что интересные осмысленные вопросы дают пищу для размышлений”, – заявил Виктор.
В 2021 году у Павла Виктора свыше 738 000 подписчиков и более 35,4 млн просмотров. Канал регулярно обновляется. Всего учитель опубликовал более 700 уроков по физики, как для базовой, так и для углубленной школьной программы. Также Павел Виктор выкладывает полнометражные научные фильмы с дикторским текстом и музыкальным сопровождением.
С момента публикации этого материала, Павел Виктор стал популярным блогером, а также выпустил книгу «Физика. Основы и механическое движение». В частности, в ней приведены основные темы по механике, что пригодятся как школьникам, которым нужно закрепить знания по предмету. В издательстве, книгу порекомендовали и взрослым, которые хотят глубже понимать физику.
Курс Павла Виктора смотрят не только его ученики, как предполагалось изначально, но весь мир. Пользователи приходят со всей Украины, Казахстана, Беларуси, Германии и других стран.
“Что интересно, если посмотреть по возрастным категориям, среди зрителей больше всего не школьников, а студентов – молодых людей 18-24 лет. Есть и зрители старшего поколения. Видимо, учителя. Наверное, они используют это для подготовки к урокам”, – поделился Павел Андреевич в комментарии AIN.UA.
Как все начиналось
Идея транслировать уроки возникла спонтанно. Когда ученики болели, они просили Павла Андреевича включить Skype, чтобы виртуально присутствовать на уроке. Учитель согласился, и провел несколько таких уроков, которые просто шли без записи в одном канале для одного ребенка. “Приходилось таскать за собой компьютер, чтобы показать правую часть доски, левую часть доски, а качество изображения там невысокое”, – вспоминает преподаватель. Так появились первые формы дистанционного обучения.
Потом в лицее было несколько карантинов. А для физики очень важно не прерывать процесс обучения, потому что преподавателю будет сложно рассказать весь скопившийся материал в сжатые сроки, отмечает Павел Андреевич. Поэтому он начал пробовать снимать уроки на видео и выкладывать в интернет.
Администрация лицея и родители поддержали его идею и помогли установить в аудитории хорошее оборудование, которое позволяет транслировать уроки физики в хорошем качестве. Сейчас в распоряжении Павла Андреевича две видеокамеры (одна для общего плана, другая для демонстрации мелких предметов, страниц учебника или крупных планов графиков на доске), видеомикшер, мощный компьютер и быстрый интернет.
“Появилась возможность транслировать уроки в реальном времени прямо на YouTube, а там они записываются. Попробовали, получилось, вроде понравилось. Тогда я решил записывать все уроки подряд”, – рассказал учитель.
Тяжелый труд
Поначалу Павел Андреевич не задумывался о том, во что это выльется — ему понравилось, что можно так легко доносить детям информацию. Но вскоре стало понятно, что это очень тяжелая работа – подготовка к лекциям, ежедневные трансляции, обработка комментариев и ответы на вопросы отнимали много времени. Однако останавливаться было поздно – Виктор решил довести дело до конца.
По словам Павла Виктора, проведя последнюю трансляцию курс физики для старших классов, он поначалу испытал облегчение. Однако вскоре почувствовал опустошенность. “Так бывает после большого и длительного байдарочного похода, когда хочется побыстрее добраться до теплого и уютного дома. Но переступив порог, начинаешь тосковать по природе, туристическому драйву, экстриму, приключениям”, – комментирует преподаватель.
Сегодня преподаватель записывает завершающий курс физики для 7 класса, после чего планирует приступить к курсу для 8 класса по просьбе зрителей. “Это напряженная работа, на самом деле, она выматывает. Но если ты уже начал снимать, надо показать побольше. Вложить максимум демонстраций и содержания, все то, что обычно ты из экономии времени мог не рассказывать”, – говорит Павел Андреевич.
После успеха эксперимента с трансляциями по физике, администрация лицея решила заняться разработкой курсов дистанционного обучения и по другим предметам. У лицея уже есть Youtube-каналы с уроками по украинскому языку и математике. Сообщается, что Ришельевский лицей стал экспериментальной площадкой по “разработке и внедрению педагогических технологий дистанционного обучения на базе образовательного центра с использованием современных электронных средств коммуникации” согласно специального указа МОН.
Секрет успеха
По мнению Павла Виктора, его курс физики стал успешным, потому что он – полностью естественный и живой. “Почему у меня получилось? Я просто вел уроки, я не шел специально ни на какую студию, моих видео не коснулся монтажер. Это просто эфир. И в этом кроется два преимущества: во-первых, это наименее трудозатратно и поэтому выполнимо, во-вторых, это живой урок, и у зрителей возникает эффект присутствия. К доске выходят дети, общаются с преподавателем, и получается, ты как бы еще один ученик в классе, – пояснил он.
Недавно я читал отзывы и понял, что огромное преимущество в том, что это – живые уроки. Поэтому они лучше воспринимаются, чем спрессованный 10-минутный ролик, который содержит материал урока. Это более естественно”.
Напомним, украинский стартап разработал «электронную школу»: дневники, журналы, учебники — все в онлайне.